Допы к «Энциклопедии военного дела», часть 2

В оф. блоге «Звездных войн» опубликована вторая часть дополнительных материалов к The Essential Guide to Warfare Дж. Фрая и П. Уркуарта. Это два очерка: о древнем Корусканте (тонги и желлы) и о Солнечной гвардии — предках Алой гвардии Палпатина.

Авторская версия «Энциклопедиии военного дела», часть 2 — Древний Корускант

taung-atlas-400x712

Представляем вторую из 12 статей, в которых будет впервые раскрыт материал, вырезанный из энциклопедии Star Wars: The Essential Guide to Warfare перед ее публикацией в апреле 2012 года. Каждый раздел предваряют комментарии Джейсона Фрая и редактора из-ва «Дель Рей» Эриха Шёневайса, которые рассказывают, почему материал отправился в мусорное ведро.

БАТАЛЬОНЫ ЖЕЛЛА И ТОНГИ

Джейсон Фрай: В окончательном варианте энциклопедии есть перевод наиболее известного фрагмента «Да Уэрда Верда» — эпоса о древней битве между желлами и тонгами. «Современное» исследование истории желлов и тонгов принесло мне массу удовольствия, и мне нравилось, как оно связывает древнюю эпоху с мандалорцами и Империей. Но был риск, что это все покажется чрезмерным — и поскольку энциклопедия и без того уже была слишком большой, этот материал ожидаемо отправился под нож.

Эрих Шёневайс: Мне думается, важно подчеркнуть обстоятельства, которые повлекли за собой те или иные редакторские решения. Мне меньше всего хотелось вырезать что-либо из написанного Джейсеном, но по условиям контракта он должен был подготовить рукопись определенного объема, и этот объем он сильно превысил. Будь это роман, это не стало бы такой серьезной проблемой, но энциклопедии из серии Essential Guides — это иллюстрированные полноцветные издания. Мы должны вписаться в жесткий бюджет и параметры книги, и одним из ключевых параметров является количество страниц. Более длинная рукопись означает больше страниц, соответственно стоимость издания книги становится дороже. Джейсон сам кое-что вырезал и, отправляя рукопись, знал, что нам придется резать еще. Мы  выбирали коллективно, какие материалы удалить, и это один из них.

Перепечатка из «Вестника Центра Империи», 2 г. п.б.я.:

Эшул Шайва

ДАВНЫМ-ДАВНО…

Имена желлов и тонгов имеют магическую силу, но правду об этих давно исчезнувших соперниках трудно установить

Память о желлах и тонгах живет на Центре Империи практически с тех времен, когда на нашей планете зародилась цивилизация — а ведь это было страшно давно. Их имена носят кварталы, имеющие, по уверениям обитателей, некое отношение к тем давним битвам, а также новостройки, чьи хозяева желают освятить свои дворцы из дюрастали и клари-кристаллина ореолом старины.

Но что вы на самом деле знаете об этих древних воинах? Поговорите с учеными, и они скажут, что о желлах и тонгах ясно только одно: насколько в самом деле туманно их прошлое. Но это не значит, что мы совсем ничего не знаем: исследователи на нескольких планетах неутомимо собирают обрывки легенд и клочки информации, выуженные из археологических находок, в надежде когда-нибудь реконструировать древние хроники.

Короткий пересказ того, что произошло примерно 200 тыс. лет назад, знает любой школьник. Тринадцать наций, сформировавших Батальоны Желла, сотни лет сражались с силами тонгов. Во время одной из схваток извержение вулкана уничтожило город Желл, сломив силы Батальонов. Армия тонгов благоговейно смотрела на тучи пепла, которые затмили небо и обрушились на них дождем. Сочтя уничтожение врагов знаком божественного расположения, тонги назвали себя «Да Уэрда Верда» — Воинами тени — и сложили в честь победы одноименную поэму.

Полностью текст «Да Уэрда Верда» состоит из 700 стихов, собранных в 11 глав. Написана она языком, известным как «тайная речь Нотрона»; тонкости этого языка не поддаются переводу. Но большинству обывателей знакома только часть девятой главы — 10 стихов, в просторечии носящих название «Творец грядет умертвить творенье». Если вы корускантец, то в какой бы школе или малой академии вы ни учились, в какой бы детский садик не ходили, вы либо выучили эти странные слоги наизусть, либо это сделал кто-то из ваших товарищей.

Но в почитании этого древнего эпоса есть что-то ненормальное, отмечает историк Меш Бёрзон из Библосского университета.

«Мы считаем, что желлы были людьми  — возможно, той самой изначальной популяцией, которая отправилась к звездам в эпоху, когда Центр Империи носил имя Нотрон, — говорит Бёрзон. — Тонги людьми не были. Если этот рассказ об уничтожении Желла хотя бы в общих чертах правдив, для человечества это была катастрофа монументального масштаба. А теперь получается, что потомки тех, чья раса оказалась на волосок от гибели, цитируют поэму, которую сложили их угнетатели в ознаменование этого события».

Как объясняет Бёрзон, потеря столицы потрясла, но не сломила нации желлов: они оправились и полностью выгнали тонгов с Нотрона. Тонги эмигрировали на Внешнее кольцо и в конце концов заселили Мандалор, назвав планету в честь легендарного вождя кланов. Они сделались бичом Республики, регулярно совершая набеги со своей новой родины на отдаленные планеты и иногда проникая в самое Ядро.

В мандалорских кланах превыше всего ценилась верность свирепому воинскому кодексу — это качество со временем сильно изменило их общество. Позднейший вождь — Мандалор Абсолютный — стал принимать в ряды мандалорцев людей и представителей других рас. В итоге Мандалор Абсолютный оказался последним тонгом, возглавлявшим кланы.

«Тонги вымерли, но их традиции хранят мандалорцы — по иронии, люди по происхождению», — добавляет Бёрзон.

TripleZero-cover

Ху Джибве, специалист по военной истории из Гранд-академии Салмагодро, обращает внимание, что под именем «Да Уэрда Верда» известно еще одно произведение — боевая песнь на языке мандо’а, носящая название «Ярость Воинов тени». Во Время Войн клонов некоторые тренеры-мандалорцы учили этой песни своих солдат, и она стала отличительным признаком этих подразделений. В наши дни ее исполняют редко, но если вам доведется увидеть это действо, имейте в виду: песнь и ритуальный танец гипнотизируют, особенно если танцоры по мандалорской традиции выбивают ритм ударами о грудь или спину соседа.

Пепел тонгов громко стучит в сердцах мандалорцев.
Мы — ярость Воинов тени,
Первые благородные сыны Мандалора.
Пусть те, кто нам противостоят, освещают ночное небо огнем.
Наша жажда мести пылает еще ярче.

Перчатка Мандалора бьет без жалости.
Мы — ярость Воинов тени,
Первые благородные сыны Мандалора.
Пусть те, кто нам противостоят, освещают ночное небо огнем.
Наша жажда мести пылает еще ярче.

Но, как отмечает Ху, «Ярость» — намного более позднее произведение, чем «Да Уэрда Верда». Наиболее полные записи тонгской эпической поэмы на тайной речи Нотрона, которые хранятся в архивах Баобаба на далекой планете Манда, не содержат ни одного стиха из «Ярости».

«Я считаю, что «Ярость Воинов тени» была написана в эпоху Мандалора Абсолютного, когда тонги уже понимали, что их время истекло, — объясняет Ху. —  Мне эта поэма кажется очень трогателной: тонги знают, что новорожденная цивилизация их переживет, и призывают их не забывать».

Но как быть с воинами обеих сторон, о чьей отваге говорится в «Да Уэрда Верда»? О них мы не знаем почти ничего, говорят ученые.

«Двести тысяч лет — невообразимый промежуток времени, — говорит Арул Манакса, почетный профессор в отставке из Рудригского университета. — Даже хроники колумов не уходят так далеко в прошлое. В научной среде нет консенсуса ни относительно расположения Желла, ни о точной дате битвы, ни даже о том, имела ли она вообще место. Все давно похоронено под толщей времени и километрами городской застройки».

Манакса обращает внимание, что многие ученые тщетно пытаются объяснить, каким образом тонги после поражения эмигрировали с Центра Империи на Внешнее кольцо.

«Нам не известна ни одна раса, которая 200 тыс. лет назад умела путешествовать через гиперпространство, — говорит Манакса. — Поэтому остается несколько гипотез, ни одна из которых не была ни подтверждена, ни опровергнута. Возможно, тонги знали секрет путешествия со сверхсветовой скоростью и вторглись на Центр Империи. Возможно, тонги были аборигенами Корусканта, а захватчиками были желлы. Возможно, датировка неверна и конфликт произошел намного позже, когда древнейшие расы галактики уже занимались исследованием Ядра. Наконец, возможно, что ничего этого не было вообще».

Мы также ничего не можем сказать, добавляет Ху, ни о Батальонах Желла, ни о легионах тонгов, с которыми они сражались.

«Когда энтузиасты устраивают реконструкции этой битвы, они обычно копируют огромные топоры и мечи, которые были найдены при раскопках тонгских захоронений на Руне, — говорит он. — Но к тому времени, когда тонги добрались до Руна, такие предметы уже носили чисто ритуальную функцию: у расы, умеющей путешествовать через гиперпространство, режущее оружие не может быть основным. Такого оружия вы не найдете и у таких сложных обществ, как нации желлов. Это все равно что реконструировать осаду Рамсира, вооружив имперскую армию церемониальными мечами».

Ху понимает, что интерпретация битвы при Желле как столкновения армий, владеющих летательными аппаратами и атомным оружием, может показаться неромантичной. Но он призывает смотреть глубже и оценивать те качества «Да Уэрда Верда», благодаря которым поэма пережила тысячелетия.

«Все, что у нас есть — это поэма, но какая поэма! — восклицает он. — Образ Творца, который грядет, чтобы умертвить свое творение, вдохновляет художников с тех самых пор, когда зародилось искусство.  Сами имена генералов пробуждают что-то у нас внутри:  у кого из школьников не начинает колотиться сердце при упоминании Рексуту Несокрушимого или  Олхака Разбойного? Кто не оплакивал неизбежную гибель могучего и благородного «Губителя Улмары»?».

Если слова ученых вас не расшевелили, позвольте в заключение рассказать более интимный случай. Недавно я присутствовала на исполнении «Ярости Воинов тени» вместе с Суортом Свифто, который был тренером Великой армии Республики, а потом и Гвардии Центра Империи.

Когда отзвучал последний дралши’а, я рассказала Свифто о последних идеях ученого сообщества относительно желлов, тонгов и «Да Уэрда Верда». Мне было любопытно услышать мнение этого заслуженного защитника Центра Империи по поводу этой иронии судьбы: тонгская военная поэма породила мандалорские традиции, которые, в свою очередь, были привиты гвардейцам Центра Империи.

Свифто раздраженно мотнул говолой.

«Я понял, что вы имеете в виду, мисс Шайва, но все это не имеет значения, — сказал он. — Не важно, что поэму сложил какой-то тонг и что тонги хотели убить наших предков. Не имеет значения, каким оружием они хотели это сделать и на каком языке они говорили. Тонги и желлы были врагами, но в то же время они входили в братство всех живых существ, которые стремятся к высшей цели и готовы сражаться и умирать за нее. Если ты побывал в бою — если доверил свою жизнь другим солдатам, таким же испуганным и растерянным, таким же отважным и благородным, как ты сам, — тогда ты член этого братства. Как бы ты ни выглядел внешне».

СОЛНЕЧНАЯ ГВАРДИЯ ТИРСУСА

Джейсон Фрай: Составляя список «очерков о подразделениях», я стремился сочетать знакомые обычным фанам вещи с исследованиями более гиковского характера, которые понравились бы хардкорным фанам.  В то же время я старался немного перемещаться по хронологии, чтобы древняя история не становилась обескураживающим препятствием. Солнечная гвардия удовлетворяла обоим критериям, но о ней уже рассказывалось в справочнике по ролевой игре Galaxy in War, и поэтому было решено, что новый экскурс в ее историю недостаточно ценен, чтобы включать его в энциклопедию.

Эрих Шёневайс: Этого я не помню — то ли мои мозговые клетки отмирают слишком быстро, то ли Джейсон стер мне память, а может, он сам вырезал этот кусок еще до того, как я прочел рукопись. В любом случае это был клёвый раздельчик, и я рад, что мы смогли опубликовать его здесь.

* * *

Солнечная гвардия Тирсуса — грозное боевое подразделение, которое со временем получило б

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *