Обзоры

Рецензия на Knights of the Old Republic II: The Sith Lords

Автор перевода: , Авторы: V-Z
Источник:
08.04.2005 9:45

Knights of the Old Republic II: The Sith Lords

Итак, вышло долгожданное продолжение KOTORа. Любители ЗВ дружно ринулись в магазины, спеша купить, установить и играть… И что же вышло?

Мнения разделились. Одни кричат, что игра – «супер!»; другие распекают разработчиков, которые их так подвели; третьи пытаются установить равновесие между достоинствами и недостатками. Посмотрим, что же такое получилось, и как к этому стоит относиться…

We all walk in the Shadowlands now…

Мир второго KOTORа на порядок мрачнее первого. Орден Джедаев уничтожен, а за головы выживших назначена награда. Республика истекает кровью, а некоторые системы только и желают отделения. На всем пространстве игры лежит какая-то тень, ощущение отчаяния и предопределенности. Странным образом именно это добавляет игре атмосферности, позволяя погрузиться в мир, где с тобой – Сила.

Под стать миру и основные противники героя. Дарт Малак в своей стальной полумаске скромно отходит на второй план, уступая место мрачной черноте Дарта Нихилуса и изуродованному телу Дарта Сиона. В финале, слушая слова о том, что они не были истинными ситхами, с ужасом начинаешь думать, каковы же настоящие. Вообще, одной из основных тем игры является война и ее последствия. Всюду вам придется столкнуться с ней, в ее различных формах. Гражданская война на Ондероне, попытки передела власти на Нар Шаддаа, атаки наемников на Дантуине, армада ситхов в небе Телоса… Забудьте о светлых улицах Верхнего Города Тариса – на их роль может претендовать разве что Нар Шаддаа, где тень везде, несмотря на открытые пространства.

Можно сравнить положение джедаев и демократов с положением их во времена Империи Палпатина. Хотя тут сего и в помине нет, но… Когда Крея произносит: «Do not doubt, that a galaxy can be conquered with words, a Republic overthrown, and an empire made», невольно охватывает дрожь – ясно же, что она не может знать о событиях, которые произойдут тысячелетия спустя… Среди многих упреков в адрес игры было уменьшение размеров планет. Это справедливо в отношении уже знакомых мест – Дантуина и Коррибана (а как же ситхам без него?). На Дантуине можно забыть обо всем, что южнее поместья Матале (исключая пещеру с кристаллами), а в гробницы Темных Лордов доступ отныне закрыт. Впрочем, добавилась еще одна – тайная, в пещере по пути к Долине.

Это действительно несколько раздражает, несмотря на то, что отлично объясняется сюжетом (бомбардировкой Дантуина и междоусобицами ситхов на Коррибане). Летать, кстати, вы будете все на том же «Эбеновом Ястребе». Неясно, правда, куда подевался тайник в багажном отсеке. Видимо, разработчики решили, что вам будет не до контрабанды. Вот в таком мире и предстоит действовать главному герою.

What an amusing Jedi specimen you are…

Кем же вам предстоит управлять? На выбор – шесть персонажей обоего пола и три джедайских класса: уже знакомые вам Consular, Sentinel, Guardian. Однако не стоит радоваться – в начале игры у вас нет ни Силы, ни светового меча, ни даже нормальной одежды. Первые полчаса беготни по шахтерской станции придется работать чем попало. По мере продвижения по сюжету, вам придется выбрать один из шести престиж-классов – для Тьмы и для Света. В число светлых классов входят Jedi Master (концентрация на Силе), Jedi Watchman (половинный), Jedi Weapon Master (оружие). Темные – Sith Lord, Sith Assassin, Sith Marauder.

Каждый класс имеет свои Силы и бонусы. Увы, сотоварищи престиж-классы не получают, так что желающему испытать все их, придется пройти игру шесть раз. Кстати говоря, светлому герою, если помните, все Темные силы (то есть все лучшие боевые) «стоят» дороже. Но когда Force Storm стоит 35 очков, а у вас – более 600, сторона уже не актуальна… Главный герой – джедай, некогда последовавший за Реваном в горнило Мандалорских Войн и изгнанный за это из рядов Ордена. У него оборвана связь с Силой, но постепенно он ее восстанавливает; причем часть игры вы будете искренне уверены, что связь разорвал Совет, как когда-то с Уликом Кел-Дромой.

После изгнания герой удалился куда-то в отшельничество, и событий войны с Реваном и Малаком (получивших диковатое на первый взгляд имя «Гражданская война джедаев – Jedi Civil War») как-то не заметил. Но теперь он вернулся, и вновь начинает свой путь к Силе. Как именно – решать вам. Основной квест – это борьба с тремя Лордами Ситхов и собирание по Галактике четырех мастеров-джедаев, скрывающихся от Тьмы. Впрочем, если вы темный, то столкновение с этими мастерами означает дуэль и их смерть. Разработчики лихо выкрутились из ситуации с двойной концовкой и двойным персонажем первого KOTORа – в самом начале игры спутники вам рассказывают о событиях, а вы задаете вопросы или поправляете их в зависимости от желания.

Сохранено «выцветание» лица по мере продвижения к Темной стороне, и персонаж приобретает довольно-таки демонический вид. Светлая сторона, что интересно, на внешность не влияет. Видимо, разработчики решили порадовать игроков и количество уровней увеличилось с 20 до 50. Правда, в игре, как она сейчас есть, дойти до 50 уровня нереально. Только консолью. Консоль, кстати говоря, невидимая и набираемые буквы на экране не отражаются. Как, наверное, проклинают автора идеи все, поставившие себе моды… Помимо Сил, выбираемых при повышении уровня, вы получаете и другие, которых в обычном списке нет. Но об этом – ниже. Как и положено, героя сопровождает группа товарищей. На сей раз их десять.

My life is for yours

Рассмотрим же ваших компаньонов в порядке их появления (как, во всяком случае, было у меня).

Крея. Пожилая джедайка, ваш наставник на путях Силы. Она придерживается странной «серединной» философии. Впоследствии выяснится, что она ненавидит Силу как таковую и желает ее уничтожить. С Креей вы связаны через Силу… и не надо вспоминать Бастилу! Здесь связь другая – обеспечивает телепатическое общение, передачу бонусов и повреждений. То есть, если Крея мертва, то и вы – труп. Присоединяется она к вам вскоре после вашего пробуждения, в морге. Она там притворялась мертвой.

Аттон Ранд. Авантюрист, игрок и пилот, достаточно жизнерадостный и юморной парень. Если вы играете женским персонажем, то он – первая кандидатура на роль консорта. Однако с ним не все так просто… Аттон присоединяется чуть позже Креи, но на той же планете.

T3M4. Да-да, тот самый дроид из первого KOTORа. Собственно, при начале игры вы управляете именно им – надо починить корабль и отвести его к шахтной станции. Образ Т3 переработан; теперь его действия напоминают незабвенного Терминатора. Особенно, когда речь идет о его собратьях-дроидах.

HK-47. Еще один старый знакомец, киллер-переводчик. Он стоит в кают-компании корабля, но не действует. Запчасти к нему надо собирать по разным планетам; когда соберете – тогда и будет вам дроид.

Бао-Дур. Забрак-техник, некогда служивший под вашим командованием в Мандалорских Войнах. Вместо одной руки у него – протез, скрепленный с плечом каким-то странным силовым лучом. Вокруг Бао-Дура вертится миниатюрный дроид-шарик, очень похожий на тренировочные шарики джедаев. Присоединяется на Телосе, когда ваш шаттл упадет ему прямо под ноги.

Прислужница. Служанка мастера-джедая Атрис, принадлежит к народу Эчани (с оружием которых вы не раз сталкивались в первом KOTORе). Очень хороший рукопашник. Если играете женским персонажем, ее заменяет Ученик. Присоединяется на Телосе, когда вы с него улетаете – пробралась на корабль.

Визас Марр. Когда вы явно склоняетесь на какую-либо сторону, Дарт Нихилус посылает Визас убить вас. Победить ее несложно, и она сама отдаст вам свою судьбу. Визас принадлежит к слепой расе Миралука, видит она через Силу, и абсолютно предана герою. Присоединяется, когда вы увидели ролик с ней, и после этого вошли на корабль.

Мандалор. Лидер выживших мандалорцев, вновь собирает их вокруг себя. Закрытого шлема он так и не снимет, но по репликам, и по фразе Креи в финале ясно – это Кандерос Ордо из первого KOTORа. Присоединяется на Дксуне, когда вы летите оттуда на Ондерон, заручившись его согласием.

Мира. Наемница и авантюристка со стойкими моральными принципами. Присоединяется она к вам автоматически по прохождении Нар Шаддаа, если вы играете светлым персонажем.

Ханхарр. Вуки, наемник и маньяк примерно в такой же степени, как HK. Присоединяется по прохождении Нар Шаддаа вместо Миры, если вы – темный.

GO-TO (Гото). Мафиозный дроид, очень похожий на того, что Вейдер применял в Э4 (допрос Леи). Присоединяется опять-таки на Нар Шаддаа.

Как видите, компания своеобразная. Вдобавок есть одна интересная деталь – ваше на них влияние. Чем выше влияние, тем больше опций будет в диалогах и тем больше они будут продвигаться по Светлой/Темной стороне. Влияние приобретается диалогами или поступками. Каждому – свое. Как и в первом KOTORе, каждый имеет свою тайну, хоть эти квесты и не отражаются в журнале. Все они интересны, но зачастую мрачны. Например, Аттон некогда работал в спецотряде Ревана по ловле джедаев. Он вынужден был убить женщину, которую полюбил, и после этого ушел от ситхов. Ханхарр когда-то вырезал все свое племя, не желая отдавать его работорговцам. GO-TO поведает вам интереснейшую историю о том, что он – не слуга босса мафии, а сам босс и есть; некогда дроид ушел от Республики, основал свою организацию, и стал править, прикрываясь выдуманным образом-голограммой (к дроидам никто серьезно не относится).

Финал каждого квеста приносит вам не только опыт, но и некоторые перемены сил. Венец квестов Аттона, Бао-Дура, Миры и Прислужницы/Ученика – это начать учить их, и превратить в джедаев. Или ситхов – как хотите. Ханхарра необходимо довести до окончательного озверения. У HK-47 учимся убивать джедаев. GO-TO признается, что он – босс. Визас дарует вам Зрение Силы (только если с ней об этом говорить со 100% влиянием; иначе эта опция навсегда исчезнет). И так далее. Чтобы оживить игру, разработчики ввели следующее: при входе на корабль вы часто увидите сценки с участием одного-двух компаньонов, и обычно – без вас. Благодаря всему этому компаньоны действительно производят впечатление живых существ.

When you play pazaak in your head, it’s harder for anyone to look into your brains

Что же произошло с Силой? Само собой, появились новые приемы. Как без них? В числе таковых можно назвать Force Scream (волна звука, трех уровней, как и молния), Battle Meditation (да-да, та самая способность Бастилы! Слабее, чем у нее, конечно, но все же…), а также силы классов. То есть, Jedi Master получает силу «Inspire Followers», позволяющую временно повышать характеристики команды; Sith Lord – «Crush Opposition», которое уменьшает характеристики у врага.

Теперь о главном отличии – о бонусных Силах. Их всего пятнадцать, и получение каждой связано с отдельной деталью сюжета. Некоторые надо активировать, некоторые – работают и так. Часть Сил вы будете получать от Креи, во время уроков. Другие – учить у мастеров-джедаев, которых собираете по Галактике. Еще некоторые приходят автоматически, с достижением определенного уровня.

Самая мощная Сила получается после визита в Анклав Джедаев на Дантуине (после собирания всех мастеров), что знаменует собой начало финального отрезка игры. Светлые получают свою Силу, Темные – свою. А чем выгодно отличаются уроки второго KOTORа от первого?

В первом теории было – беседы с Бастилой о связи между вами и ролик про обучение на Дантуине. Здесь же уроки проходят в реальном времени. Крея учит вас прислушиваться к миру, влиять на зверей; мастера показывают вам новые способы контакта с Силой; вы сами пробуждаете Силу в Аттоне…

Все это – в диалогах.

Подобное завораживает, особенно когда во время урока на борту «Эбенового Ястреба» до вас доносятся мысли ваших соратников. Это, кстати говоря, позволяет глубже ощутить и их, понять, чему посвящены их раздумья. В качестве иллюстрации приведу то, что слышно во время занятий:

…as my feet walk through the ashes of Katarr, I shall not fear, as in fear lies death and… (Visas)…

…if I upped a tibanna gas levels in the carbine that would be enough to punch a hole even in triple-durasteel… and we’ll need weapons like that if the Republic discovers the camp on Dxun… (Mandalore)

…from the first movement flows the second… strike, repeat, circle one’s opponent… repeat, faster, quicker… if Father had been faster… if only Father had been faster… (Handmaiden)

…switch the face of the +1/-1 card, the totals are nine-ten. Switch the face of the +2/-2 card, the total is eight-eleven. Switch… (Atton)

Your command echoes still, General. And I obey, as I did at Malachor. (Bao-Dur)

Впечатляет?

You are like a delightful random cruelty generator, master, poisoning all you touch with your presence

В KOTOR II подход к Темной стороне тоже несколько изменился. Мы видим, если можно так выразиться, разные ее лики. Дарт Сион страдает от постоянной боли; его иссеченное шрамами тело держит лишь Темная сторона, и он черпает силы в своей ненависти. В то же время он отчаянно жаждет доказать Учителю, что он – единственный достойный (несмотря на то, что сам изгнал ее), и потому преследует Изгнанника, посмевшего посягнуть на это место. Дарт Нихилус умер и был возрожден – иных подробностей нам не дают. Облаченный в черный балахон и маску Лорд питается Силой и способен творить очень многое с ее помощью. Он выпил жизнь планеты Катарр, родного мира Визас, и выжила лишь она. После смерти его тело рассеивается – больше нечему удерживать его в мире живых. Атрис запретила своим помощницам идти по пути джедаев (несмотря на их потенциал), медитирует в комнате с холокронами ситхов, обрушивает на отступившую Прислужницу молнии… и при этом повторяет «Я – джедай». Это не лицемерие. Атрис действительно искренне верит, что она делает все во имя добра… вот только в результате проливаются реки крови.

Дарт Трейя ненавидит Силу вообще, и пребывает в уверенности, что Галактика не обойдется без предателей. И потому она предает обе стороны, ведя своего избранника путем, ведомым лишь ей.

Главный герой может быть жесток… а может и не быть. Последовательная Тьма уже к третьей планете (считая от Телоса), заведет вас так глубоко на Темную сторону, что пара-тройка «светлых» решений погоды не сделают. Кстати говоря, здесь грань между «светлыми» и «темными» персонажами размыта. Одинаково харизматично выглядят королева Талия и генерал Ваклу; как командир ополчения Жеррон, так и лидер наемников Азкул производят впечатление уверенных профессионалов. Если помните, в первом KOTORе рядом с главным меню стоял Малак. Здесь ситуация немного изменилась: сперва рядом с меню пребывает Сион; после отправки за вами Визас, его сменяет Нихилус; после определенного момента его заменяет Трейя…

А теперь внимание. Если вы играете темным, то Трейю сменяет ваш персонаж. Возможно, это просто прием-сюрприз. Но если так, то создатели вложили в него больше философичности, чем думали. Когда все соперники повержены, кто остается главным врагом Темного Лорда? Сила, иссушающая его.

There must always be Darth Traya. Galaxy needs its betrayers

Эта фраза, сказанная в финале, пожалуй, лучше всего отражает сущность обоих KOTORов. Доверие и предательство – вот стержневые проблемы этой серии. В первой части Темного Лорда предает собственный ученик… и он же впоследствии открывает потерявшему память Ревану его прошлое. Странным образом, ситх оказывается более откровенным, чем джедаи, задумавшие эту операцию. Предательством доверия можно считать и сцену в храме Неизвестного Мира, где для перехода на Темную сторону необходимо убить Джоли и Джухани.

Но если там это – лишь отдельные линии, то в KOTOR II линия предательства – основная. Изгнанник ушел от Ордена, отправившись на войну, будучи уверен, что это необходимо. Но Орден покарал его за это, оставив рану в душе, и уверенность, что связь с Силой была порвана советом. Однако это не так – именно множество смертей во время войны послужили причиной; но это узнается лишь потом. Аттон фактически предал ситхов, дезертировав от них после убийства любимой. Но он не сожалеет о своем уходе… хоть и не желает о нем рассказывать.

Крея – вообще апологет предательства. Это заложено в основе ее философии, и именно следуя ей, она наносит неожиданный удар герою, уводит Атрис во Тьму и возглавляет войско ситхов. При любой игре образуется любовный треугольник (Изгнанница-Аттон-Ученик или Изгнанник-Прислужница-Визас). Вдобавок в команде ругаются друг с другом все, даже дроиды.

Особенно неприятно видеть предательство со стороны джедаев, которым герой-светлый помогал, и собирал по разным планетам. Вместо того, чтобы поблагодарить, они сообщают, что способности героя – угроза для всех и собираются отсечь его от Силы. К сожалению, в данном случае их судьба предопределена. Джедаи гибнут либо от вашего меча, либо от удара Креи, вставшей на вашу защиту. И у них нет иной судьбы.


По многим параметрам KOTOR II лучше предыдущего. Однако… есть область, в которой первая игра имеет неоспоримое преимущество.

Это – завершенность.

По материалам форумов, как наших, так и зарубежных, можно судить, что изначально игра была значительно больше, с разными сюжетными линиями. Однако она получалась мрачной и жестокой, со смертью некоторых персонажей… в общем, в благовоспитанной Америке ей бы сразу влепили категорию, аналогичную нашему «Детям до 16» (или 18)… Поэтому очень многое из игры вырезали. Фабрику дроидов-двойников HK-50, многие диалоги, сцены со схватками внутри команды (HK против GO-TO, например). В результате множество вещей повисло в воздухе без объяснения (подробнее — http://knights.theforce.ru/forum/viewforum.php?f=11 и http://forums.obsidianent.com/index.php?showtopic=29764&st=15).

Еще недостаток: в некоторых сценах ясно чувствуется вторичность. Встреча с Сионом на «Предвестнике» – один в один встреча с Малаком на «Левиафане». И мостик «Яростного», корабля Нихилуса, неотличим от мостика «Левиафана», где вы сражаетесь с Саулом Каратом.

Выводы: сюжет проработан отлично, хоть и с уклоном в триллер; вырезание сцен и кусков сюжета портит большую часть впечатлений.

Вот такая это игра – Knights of the Old Republic II: The Sith Lords. Впечатление у каждого свое, но… «Эбеновый Ястреб» взлетел с Малакора V и взял курс… Куда? Может быть, на KOTOR III?

Примечание:

Каждый раздел предваряет цитата из одного из персонажей KOTOR II. Они узнаваемы, но для неигравших поясню (в том же порядке, в каком они появлялись в тексте):

1. Ханхарр.

2. GO-TO

3. Визас

4. Аттон

5. HK-47 (а кто еще мог такое сказать?)

6. Крея.


Другие обзоры: