Обзоры
«Да пребудет с тобой Люк Кедж». Лонговый обзор на старый-добрый Star Wars: Knights of the Old Republic
Вот я и перепрошел Котор, в прошлые разы я был близок к финалу, но что-то мне мешало, а именно: В одном из прохождений я словил какой-то критический баг на Татуине, а в другом — критический баг был связан с русификатором и переводом мычания всех представителей расы Вуки на Кашиике. Там криво встала кодировка и все реплики и диалоги у меня отображались как знаки вопроса. Я просто не понимал что мне говорят и что надо отвечать… Вот такое у меня было знакомство с Котором, а потом пришел великий и ужасный Масс Эффект — продолжатель славных традиций.
Летя в самолете и кушая еду, я обратил внимание на вот какую деталь, угадайте, на что похож первый уровень Котор? А точнее, в какой игре он повторяется? Конечно не дословно, но идейно уж точно.
А пока вы думаете я слегка вас отвлеку тем, что одна из стюардесс была похожа на блондинку — помошницу Мэта Мердока из Сорвиголовы. Ке-кек.
Ну что, поняли о какой игре шла речь? Правильно, о Масс Эффекте 2 (пролог с пробуждением восстановленного Шеппарда). И там и там происходит нападение. И там и там герой взаимодействует только с двумя персонажами. И там и там в финальной речи спутника ГГ звучит намек на то, что вы — единственные выжившие на космическом корабле. Ах, да, и там и там место действия корабль/космическая станция. Да-да, я люблю натягивать сову на глобус
В принципе, вступление у нас полностью экшеновое, которое показывает начальные механики боя, управления и взаимодействия с миром. Ну насчет экшенового я возможно погорячился, так как мы не напрямую управляем персонажем вовремя боя, а лишь отдаем ему приказы, которые будут исполнятся персонажами через некоторое время. Причем приказы могут отдаваться как в реальном времени, так и в режиме паузы. За успешность попадания отвечают умения персонажа, а также случайные числа, которые выкидывает кубик
Благодаря сюжетному повороту мы попадаем (или просто оказываемся загнанными) на планету город Тарис, которая находится под оккупацией ситхов, а мы в свою очередь с этой планеты очень сильно хотим сбежать.
На первых этапах этой локации на нас вываливается вся возможная локальная информация — кто с кем воюет, к кому можно примкнуть, а также разные доп квесты по минимуму влияющими на сюжет. Количества информации, которую необходимо переварить игроку тоже зашкаливает. Каждая новая подлокация постоянно добавляет новых действующих лиц и врагов.
В игре я для себя выделил три вида NPC. Первые — обычные болванчики с которыми никак нельзя взаимодействовать, вторые — всякие сюжетные NPC и торговцы, ну а третьи — враги. Битв будет достаточно как и с ситхами, так и с обычными отморозками из банд.
Что очень сильно меня в 2023 году удивляет, как игрока когда игравшего в эту игру, но забывшего большую часть — это очень простая геометрия уровней, но с очень крутым нарративом. То есть тогда мы бегали по относительно простым локациям, которые были очень классно сюжетно заполнены, практически каждый персонаж нам что-то вещал и полезную информацию предоставлял. Сейчас все ушло в визуал. Очень красивый визуал и посредственное сюжетное наполнение. Триста-четыреста человек создают красивые, умопомрачительные игры, но которые настолько же пусты, как твой кишечник после акта дефекации.
Сразу же обозначу некоторые устаревшие механики, которые мне, как игроку из 2023 года кажутся несколько архаичными. Самое-самое, чего не хотят хватает в игре — это метки о том, что ты осматривал какой либо контейнер и что он пуст. Серьезно. В связи с тем, что некоторые помещения друг на друга похожи — это маркер бы помогал выкроить несколько дополнительных секунд для игрока.
Долго не хотел об этой функции писать, но все же придется — это коряво работающая функция автосохранения. Я уже не помню как раньше было, но тут, в Которе, при переходе на новую локацию у нас игра не сохраненяется и бывало несколько раз меня выносили рядом со входом, а сохранится я забывал и откатывался минут на 5 назад.
Еще очень сильно забавляет камера. По горизонтальной оси ты ею можешь обкрутиться хоть до полусмерти, но вертикальная ось всегда будет застывшей в одной точке. Этакий классический Дум. Получается разработчики сделали классическую РПГ только фиксированную камеру поместили не над сценой, а за плечом персонажа/персонажей.
Кстати, словил глюк, когда игра ни с того ни с сего взяла да и пустила меня на закрытую военную базу.
Но вернемся к планете Тарис. Планета оккупирована ситхами и помимо оккупации на планете введен карантин, который запрещает всем кораблям прилетать или улетать с планеты. Это, естественно, не распространяется на самих ситхов. Мы как нелегалы, пытаемся найти Бастилу, а также найти способ сбежать с планеты. По мере продвижения сюжета мы будет погружаться все глубже и глубже в сам город, начнем с обычных улиц, а после продолжим трущобами, канализациями и местами, где живущие ни разу не видели солнечного света. В общем, каждый новый уровень тащит за собой еще один новый уровень. Естественно, как было в ранних играх от Bioware мы будем вставать перед моральным выбором и от этого будем получать очки светлой или темной стороны.
Найдя Бастилу, она оказывается той еще высокомерной сучкой, мы сваливаем с планеты Тарис на ре-скине Тысячелетнего Сокола в разгар полноценной бомбардировки города войсками ситхов. Но все проходит не настолько гладко, как хотелось бы и за нами разворачивается погоня из нескольких кораблей-истребителей ситхов. Уничтожить их должны мы, а уничтожать будем играя в миниигру, где мы от первого лица управляем лазерной пушкой. Кстати корабль называется Черный ястреб, совсем неожиданно, да? Не могу сказать, что этот элемент был важен для повествования (мини игра с отстрелом врагов), но чем он меня взбесил так это кучей катсцен перед самой битвой и невозможностью автосохранения. Да-да-да, про это я говорил несколько абзацев назад. Со второй попытки я одолел ужасное управление на сыче и нападение ситхов, в результате чего, наш отряд смог залечь на дно на планете под названием Дантуин.
Прерву свое сюжетное повествование, чтобы рассказать как построена ролевая система у игры. Экран настройки персонажа предлагает нам на выбор всего три класса персонажа — солдат, разведчик, мошенник (я играл с русификатором, возможно в английском варианте классы звучат по иному, а точнее переводятся). Также мы можем выбирать пол персонажа, но классы так или иначе останутся такими же. От этого выбора у нас будет зависеть те или иные умения, которые будет использовать наш персонаж. После выбора класса, пола и портрета персонажа мы переходим к раскидыванию очков характеристик.
Я могу ошибаться, но за основу взята DnD система, где у героя есть следующий набор характеристик, а именно: Сила, Ловкость, Телосложение, Интеллект, Мудрость, Харизма.
Сила — обозначает физическую мощь, хороша для тех, кто выбирает путь ближнего боя.
Ловкость отвечает за подвижность и рефлексы. Следовательно, чем выше ловкость, тем сложнее попасть врагу по нам, а мы в свою очередь сможем точнее бросать гранаты и стрелять из дальнобойного оружия
Телосложение отвечает за стойкость и здоровье. Если мы хотим быть более живучим, то надо вкладывать очки сюда.
Интеллект позволяет добавлять модификаторы к числу пунктов, которые тратятся на повышение навыков.
Мудрость отвечает за силу воли и восприятие. Необходимый навык доя джедаев. Хотя погодите, у нас же нет класса джедая! Кхе-кхе-кхе.
Харизма — моя любимая характеристика. Практически во всех рпг качаю ее. В данной игре она отвечает за характер и лидерские качества.
После меню выбора характеристик у нас идет меню выбора навыков. Всего присутствуют 8 навыков.
Компьютеры — позволяют взламывать компьютеры
Минирование — ставить или разминировать мины
Скрытность отвечает за успешность маскировки
Внимательность позволяет обнаруживать врагов или объекты, скрытые камуфляжем.
Убеждение позволяет своими лидерскими качествами склонять оппонента в диалогах на свою сторону. Где-то мы может получить больше денег, а иногда избежать и драки.
Ремонт позволяет персонажу чинить сломанную технику.
Взлом — позволяет открывать тайники и двери, закрытые на замки
Врачевание отвечает на успешность лечения препаратами.
Далее следуют умения, которые включают в себя пассивные или активные навыки, которые будут использоваться в основном в боях. Их я перечислять не буду, так как не хочу, чтобы мой текст перечислял очевидные (всем игравшим) факты.
Так что возвращаемся к Татуину, тьфу Дантуину. Бастила сообщает нашему герою, что совет джедаем заинтересован нашей чувствительностью к силе и зовут нас на аудиенцию. Во время аудиенции совет джедаем обалдевает от нашей мощи и предлагают нам стать джедаем. Мы естественно соглашаемся, проходим обучение за пару часов (как на курсах интернет помоек «обучим кодерству за 2 месяцы»), сдаем экзамен, получаем цвет меча и новые джедайские способности.
Первыми врагами, встреченными на Дантуине являются кат-гончии, а это отвратительные создания словно их клепал пьяный дизайнер в генераторе персонажей игры Spore. Этих псин много, они везде, часть из них похожа на козлов. В принципе они нужны для того, чтобы гг прокачался. Второй вид врагов — банды разбойников под предводительством мандалорцев. Мандалорцы — это брутальная раса людей, которые в свое время дала люлей старой республике и если бы не Реван и Малек, то республика бы пала
Построение уровней на Дантуине кардинально отличается от Тариса. Если на Тарисе мы вертикально погружались в канализационные говны Планеты-мегаполиса, то тут мы бегаем по горизонтальным открытым пространствам — прериям с растущими на ними аналогами баобабов. Идиллия и приятный контраст после города.
Дантуин дает нам «о my god» затровочку о древней могущественной расе, которую потом Bioware разовьет в Mass Effect, а совет Цитадели, тьфу Джедаев, дает нам задание разузнать и понять, что такое звездная кузня.
С этого момента мы вольны сами решать, в каком порядке блоки истории будут нами открываться. На звездной карте нам дается на выбор посетить еще пять планет/мест кроме Дантуина, а именно: Явин (тут просто торговец заседает), Татуин, Кашиик, Манаан и Коррибан.
Сами жители Кашиика проявляют к нам с трудом скрываемую агрессию, ведь наш герой представитель расы, которая на данный момент поработила всех Вуки. Волею судьбы нас снова отправляют шастать в самой темноте бесконечного леса, где мы встречаем старого знакомого с которым сквозь пот и слезы быстро расправляемся. Немного поблуждав во мраке мы нашли черного Бондарчука-отшельника, который поможет нам с нашими поисками. В Теневых землях водятся дикие звери, которы в большинстве своем агрессивны ко всем, кого они встречают на своем пути. В общем, выполнив как основные, так и доп квесты у меня появилась только одна мысль — какие же некоторые вуки сучары. И это прекрасно! Деконструкция образа смешных обезьянособак прекрасна.
Стоит сказать пару слов о Черном ястребе. Это такой предшественник Нормандии. На нем можно общаться с нашими сопартийцами, улучшать оружие и броню на верстаке, выполнять простенькие задания связанные непосредственно с кораблем ну и выбирать на звездной карте задания. Сам по себе интерьер корабля довольно скуден, если на него смотреть именно глазами игрока из 2023 года, но в те времена выглядело все довольно симпатичненько. Ну и следует также упомянуть, что каждый взлет и прилет нашего коробля сопровождается небольшой катсценой и для каждой планеты эта катсцена уникальна.
Следующей планетой для исследования и поиска фрагмента звездной карты стал старый добрый Татуин. На нем опять присутствует корпорация Зерка, которая ведет себя идентично тому, как вела на Татуине. Люди для корпорации ничто — расходный материал. И чтобы сразу же выбраться из города мы получаем квест, который можем выполнить разными способами, по крайней мере на это мне разные NPC намекнули. Еще тут мы получили одного из самых интересных напарников, а именно злобного, ненавидящего все живое боевого дроида HK-47. Каждый диалог этого дроида написан с таким налетом черного юмора, что хочется снять шляпу перед сценаристами. Они создали одного из самых запоминающихся персонажей. Так как это был последним из неоткрытых персонажей, то теперь можно на несколько минут оставить Татуин и представить всю эту разношерстную компанию, которая будет помогать нашему герою.
Карт. Наш первый сопартиец. Представляет класс солдат. В вводной миссии был тем, кто нас направлял до спасательных капсул. И именно с ним мы проводим первые часы на Тарисе. Обычный солдафон, которого мучают или преследуют события из прошлого.
Миссия. Это второй персонаж, которого мы откапываем в говнах канализации Тариса. Представляет класс Мошенница. Является синекожей представительницей расы Тви’леков. Видимо она стала прообразом для Азари (точнее их раса). Как по мне не самый интересный персонаж.
Заалбар. Мохнатыш-вуки. Близкий друг Миссии. Мы его спасаем на Тарисе из лап рабовладельцев. Является разведчиком. Не поклонник Вуки, практически никогда с ним не бегал.
Бастила. Сучка/стерва из касты джедаев. Даже спасибо не сказала за спасение из плена банды Черных Вулкеров. Ее эго настолько же огромно, как деревья на планете вуки. Изначально хотела взять управление моей гоп компанией в свои руки, но потом поумерила пыл и даже стала сотрудничать, а также волею судьбы нас связало еще кое-что.
Кандерус. Мандалорец. Рэмбо. Класс — Солдат. Человек, утопивший кучу миров в крови. Истинный боец. Как персонаж интересный, но с ним частенько можно войти в диссонанс из-за его стремление к темной стороне. Наши пути с ним пересекаются перед самым отбытием с Тариса. Почему то напоминает мне Дольфа Лундгрена.
Т3-М4. Дроид взломшик. R2-D2 на минималках, почти Бильбо Бэггинс только без кольца. Абсолютно не интересный персонаж. Его в наш сквад приводит Кандерус пока мы тусовались на Тарисе.
Джухани. Баба джедай и еще кошка по совместительству. Была вытащена нами с темной стороны когда мы проходили стажировку на Дантуине. Если бы не была бы джедаем, то за нее вообще бы не играл.
Джоли, но не Анджелина, а просто Старик Джоли. Джедай, но очень странный тип. Нашли мы его живущем в землянке в самых опасных районах Кашиика, у подножья деревьев.
HK-47. Боевой дроид. Душка. Мизантроп. Возможно присутствует отсылка к Хитману в его наименовании/имени.
Татуин как локация запомнится в первую очередь тем, что тут самые большие пространства в игре. И ничего удивительного в этом нет. Пустыня не самый ресурсоемкий биом, поэтому и локации больше. Самое удивительное, но пустыня, на контрасте с Тарисом и Дантуином выглядит очень живописной. Странно, хотя я после фильмов Дисней ненавижу Татуиноподобные планеты.
Следующей планетой, которую посетил мой мини Бондарчук стала локация Манаан. Манаан очень похож на Камино из Атаки Клонов и тут я нахожусь в смятении делали ли Bioware эту планету как референс к фильму или просто так совпало.
Сама по себе локация является самой интригующей на данный момент моего путешествия, так как тут можно встретить как Республику так и Ситхов, которые друг с другом не воюют, но делают друг другу пакости. Манаан является аналогом Швейцарии и торгуют очень редким ресурсом с двумя фракциями соблюдая при этом нейтралитет. Основные обитатели этой планеты антропоморфные рыболюди, которые все своим видом показывают, что разработчики вдохновлялись Лавкрафтом.
На мой скромный взгляд разработчики/сценаристы слегка недокрутили данную локацию — она могла бы еще больше нам показать, что республика не гнушается ничем перед достижением поставленных целей, но, к сожалению, изначальная диспозиция сил в лоре такова, что ситхи — зло, республика — добро, поэтому пляшем от того, что нам дано.
Закончив все дела на Манаане, я уж было настроил свои сверхсветовые двигатели на прыжок к Коррибану, как меня настиг корабль ситхов и началось такое. Нет, НАЧАЛОСЬ ТАКОЕ, отчего у меня упала бы челюсть несколько раз, если бы я давным давно не проспойлерил сам себе это.
Вот я вроде бы думал видел все, как, бац, и игра предлагает нечто иное, игру за сопартийца или выход в открытый космос. Мне дико жаль, что я в эту игру не играл на выходе, а только спустя несколько лет. Такие игры можно считать произведением искусства!
Финальным пунктом из плеяды планет, содержавших звездную карту, стал Коррибан. Очень интересная локация для исследования, так как представляет собой пустынно-скалистую планету где-то глубоко во владениях ситхов, но это еще не все, на этой планете расположена академия ситхов, где ученики должны учится подлостям и гадостям. Если бы Волан-де-Морт делал бы свою школу, то она выглядела примерно также. Большую часть времени тут мы проведем пытаясь выслужится перед ситхами, попутно исследуя все доступные пещеры.
Оставшиеся,после стартовых, локации будут нести в себе много сюжетных спойлеров. А еще они целиком состоят из битв и кульминации истории. Даже самый отбитый ДТФер не будет про это рассказывать. Однако, стоит упомянуть , что на этих локациях как и ранее мы будем вставать перед выбором, занимать ту или иную сторону. Все по заветам старых-добрых РПГ.
Если подвести общий итог, то хочется выделить вот что — игра старается удивлять игрока и постоянно преподносит что-то новое. Каждая локация (кроме последних), помимо развития общего сюжета, так же затрагивает другие темы, которые не повторяются на других планетах. На Тарисе нам вторым фоном повествуется об ужасном социальном расслоении общества, где богатые кичатся своим богатством, а бедняки живут в ужасных условиях, влача ужасное существование и при этом стараясь не умереть во время разборок банд. На Кашиике у нас разворачивается проблема отцов и детей, а также поднимаются вопросы о том, можно ли пожертвовать свободой народа ради его технологического развития. Татуин же, в свою очередь, повествует о генетической связи народов с предками.
Конечно у игры есть несколько недочетов, о которых я уже раньше упоминал. Про ужасно выполненные битвы в космосе, автосохранения и отображение пустоты сундуков и шкафчиков я уже говорил, но вот о чем я не говорил, так это об ужасном интерфейсе отображения вещей персонажа. Вот мы находим планшет с информацией о задании и чтобы его прочитать, мы идем в свой рюкзак и, чтобы его прочитать, ищем среди сотен вещей нужный нам планшет. Очень неудобно.
Ну и самая большая претензия, хотя претензия ли? Жаль, что лор мира Звездных войн не позволил показать больше серой морали. У нас имеются фундаментальные истины, от которых никак не отойти — что Республика это исключительно добро, а ситхи — исключительно зло. Хотя и были попытки на Манаане показать обратные ситуации, но они были в единственном экземпляре и выглядели робко.
В конце я хочу сказать вот что. Kotor — одна из лучших РПГ игр в которые я когда либо играл. Если вы являетесь поклонником РПГ старой или просто хотите поиграть в крутую и качественную игру с интересным сюжетом, то рассмотрите Котор, думаю вы не пожалеете.
Да пребудет с вами с вами сила. Спасибо, что потратили время на прочтение!
Другие обзоры:
- 10.02.2024 — Ностальгические игры: Star Wars Knights of the Old Republic
- 09.02.2024 — Посмотрите на коллекционку Star Wars: Knights of The Old Republic от Limited Run Games
- 08.02.2024 — Star Wars: Knights of the Old Republic - режиссёрская версия коллективного поста
- 07.02.2024 — Прошёл Star Wars: Knights of the Old Republic II – The Sith Lords
- 06.02.2024 — «Да пребудет с тобой Люк Кедж». Лонговый обзор на старый-добрый Star Wars: Knights of the Old Republic
- 05.02.2024 — Любовь сильнее тьмы и долга. Взгляд на Star Wars: Knights of the Old Republic
- 04.02.2024 — Star Wars: Knights of the Old Republic (Игромания, архивная статья)
- 15.07.2023 — Star Wars: Knights of the Old Republic исполнилось 20 лет
- 23.04.2011 — Полировка окружающего мира в "Старой республике"
- 24.03.2011 — Поиск истории для SWTOR
- 07.12.2010 — Блог разработчиков SWTOR: обновление в системе навыков команды
- 21.11.2010 — Интервью с Daniel Erickson о скилах команды в SW TOR
- 02.11.2010 — Бестиарий: Расы в Star Wars: The Old Republic
- 24.10.2010 — Создавая Advanced Classes System в Star Wars: The Old Republic
- 28.07.2010 — Бестиарий: Животные в Star Wars: The Old Republic
- 30.05.2010 — Интервью с Джеймсом Оленом о персонажах-спутниках в Star Wars: The Old Republic
- 23.04.2010 — Разбор системы боев Star Wars: The Old Republic
- 14.10.2009 — Мод SW KotOR II: The Sith Lords — TSL Restored Content Mod
- 19.09.2009 — Star Wars: The Old Republic: разбор демки на PAX 2009
- 08.09.2009 — Star Wars: The Old Republic: способности солдата — разбор полетов
- 28.08.2009 — Star Wars: The Old Republic: интервью на GamesCom 2009 с ведущим сценаристом Daniel Erickson
- 23.08.2009 — Star Wars: The Old Republic: разбор демки на GamesCom 2009
- 21.08.2009 — Star Wars: The Old Republic на GamesCom 2009 — превью
- 12.08.2009 — Star Wars: The Old Republic — каковы же оставшиеся классы в SWTOR?
- 09.08.2009 — Star Wars: The Old Republic — блог разработчиков: создание контрабандистов
- 11.07.2009 — Star Wars: The Old Republic — исчерпывающие вопросы и ответы