В свежем журнале «Афиша» опубликована разгромная статья о Лукасе, его достижениях в кинематографе и новом фильме «Звездные войны: Войны клонов», который, по мнению автора, в России пройдет в пустых залах. «Теперь невозможно выдумать причину, которая заставит купить билет в кино» — пишет он, и продолжает — «Джордж Лукас наконец отстоял свое законное право делать фильмы исключительно для первоклассников».
Уверен, что даже такие каверзные факты и повествования, не отобъют охоту сходить на премьеру первого полнометражного компьютерного мультфильма по «Звездным Войнам»!
Полный текст статьи читайте ниже:
В прокат выходят мультипликационные «Звездные войны: Войны клонов» — первый фильм из главной в мире киноэпопеи, на который можно не ходить.
Марш имперских штурмовиков звучит не в последний раз. В октябре на Cartoon Network стартует мультсериал из минимум ста серий — собственно, «Войны клонов», выходящие сейчас в кино, — это его пилот. В планах еще сериал с актерами, закрывающий двадцатилетнюю лакуну между «Местью ситхов» и «Новой надеждой». Если на свете есть люди старше семи, чьи сердца от этой информации радостно сжались, пусть поднимут руку.
![](https://i0.wp.com/s.afisha.ru/MediaStorage/6e7b50dfc3b84cf29d0aad522ef6.jpg?w=1170)
30 лет «Звездные войны» были культурной неизбежностью, сказкой номер один, поводом бросить все и штурмовать кинотеатр. Какие-то три года назад, даже догадываясь, что «Эпизод III» будет, мягко говоря, не лучшим фильмом на свете, казалось немыслимым взять и не пойти на него. Теперь невозможно выдумать причину, которая заставит купить билет в кино. В Америке «Войны клонов» — первый фильм под баннером «Звездных войн», шедший в полупустых залах; у нас он, скорее всего, пойдет в пустых. Джордж Лукас наконец отстоял свое законное право делать фильмы исключительно для первоклассников. Он наверняка счастлив: теперь можно усадить за сценарии артель хомяков и отлично экономить на задниках («Войны клонов» произведены так задешево, что две недели в упомянутых полупустых залах полностью их окупили). Дарт Вейдер покинул здание, безумие официально закончено. Главный фильм всех времен переведен его создателем в режим поточного продукта для детей и гиков, как «Стар-трек» или «Макрон-1», только с чуть более многочисленным международным фан-клубом.
![](https://i0.wp.com/s.afisha.ru/MediaStorage/cec36d74472e464d9b5ea248d2c6.jpg?w=1170)
Ни об одном режиссере не написано столько гадостей, сколько о Лукасе, и все они без исключения — заслуженные.
Он никогда не умел снимать живых людей. Два лучших эпизода «Звездных войн» — «Империя наносит ответный удар» и «Возвращение джедая» — сделаны приглашенными режиссерами. В остальных — хорошие актеры похожи на буратин.
Он — автор худших в мире диалогов: из шести полнометражных «Войн», не вывихнув челюсть, можно процитировать только про «я твой отец» и «да прибудет с тобой Сила», притом и то и другое уже где-то было.
Он беззлобно, по-брежневски глуповат: читая его редкие интервью, всякий раз не понимаешь, как интервьюер удержался, не взял собеседника за плечи и хорошенько его не встряхнул.
Он в одиночку (ну почти) убил американский авторский кинематограф 70-х, дав киностудиям почувствовать вкус легких денег и показав, что инвестировать удобнее не в талант, а в спецэффекты. Он же придумал, что фильм может продавать сопутствующие товары, тем самым резко снизив инвестиционную привлекательность любого кино, героев которого нельзя поставить на полку в «Детском мире». Благодаря ему взрослые по всему миру почти бросили ходить в кинотеатры, а его товарищи по новой голливудской волне 70-х — Коппола, Скорсезе, прочие — из властителей дум превратились в рабов студийной системы, снимающих на заказ. Его бывшая жена и соратница Марша Лукас, получившая «Оскара» за монтаж первых «Войн», впоследствии говорила, что жалеет об участии в проекте, вызвавшем такие катастрофические последствия.
Он никогда не уважал собственные фильмы, отказывая им в праве жить своей жизнью. В 90-е он портил их плохой компьютерной графикой, чтобы их можно было продать еще раз, — портил ужасно, как дурак Пигмалион, который ездит по уже живой Галатее рубанком, даром что та вырывается и орет. Потом вернулся в кино с эпизодами-новоделами, заставив миллионную армию поклонников оригинальных «Войн» одновременно испытать одно и то же чувство — что их позвали на детский праздник, где именно им не хватило пирога. Трижды.
Лукаса не ненавидят только те, кто не любит его, — те, кто родились уже после премьеры «Возвращения джедая» или жили в лесу с книгой. Причины этой ненависти и этой любви звучат смехотворно на языке взрослых, но дьявольски серьезно — с позиций ребенка. Лукас снимал «Звездные войны» для первоклашек, а ими заболели студенты. Трехкопеечная мифология, сконструированная по рецептам Джозефа Кэмпбелла и имевшая, по словам самого Лукаса, одну цель — объяснить детям, что такое хорошо и что такое плохо, оказалась в первую очередь нужна не маленьким, а большим, мечтавшим о мире без оттенков и простых ответах на вечные вопросы. Лукас, сам того не желая, убедил сразу несколько поколений, что не грех оставаться всю жизнь ребенком. И посыпавшиеся по выходе новых эпизодов обвинения, что он-де сам не разумеет глубин оригинальной трилогии (и наоборот — что обчитался философских трактовок своих фильмов и проповедует белиберду), — это проявление нормальной детской обиды. Такую испытываешь лет в 5, когда понимаешь, что за прилавком с игрушками стоит не существо высшего порядка, а довольно случайный, не обязательно блещущий умом человек.
Велико искушение объяснить случай Лукаса в терминах его же вселенной. Скажем, киновед Питер Бискинд в главной книжке об американском кино 70-х «Беспечные ездоки, бешеные быки» сравнивает его с императором Палпатином, парализованным собственной властью. Это обидно и не вполне точно. Есть довольно известный факт, что прототипом Хана Соло в «Войнах» был молодой Коппола. Лукас в начале своей карьеры довольно долго был на подхвате у Копполы. Получается, Лукас — это Чубакка. А какие, в принципе, могут быть претензии к Чубакке.
Текст: Роман Волобуев