“Звездные войны” на Blu-Ray: визуальные правки

В рамках подготовки к релизу всей саги ЗВ на Blu-Ray оф. сайт опубликовал статью об устранении графических ошибок и глюков, оставшихся с прошлых изданий.

————————-

Хотя фильмы “Звездные войны” создавались для показа на большом экране, Джордж Лукас и его съемочная группа постарались сделать так, чтобы в изданиях для домашнего просмотра звук и картинка были максимально качественными. Долгожданный релиз в высоком разрешении на дисках Blu-ray, котый появится в сентябре, выйдет в лучшем видео- и аудиоформате среди всех изданий для домашнего просмотра. Для этого потребовалась кропотливая оптимизация картинки и звука.

Подобные прецеденты уже были. Издание на Laserdisk 1993 года вышло с заново смикшированным звуком, для чего было использовано все лучшее из предыдущих релизов. При подготовке издания 1995 года на VHS фильмы подверглись тщательному пересмотру в рамках тогда еще нового процесса выпуска видео в формате THX. Когда готовился выход издания Эпизодов IV, V и VI на DVD, которое вышло в 2004 году, была проведена согласованная реставрация с целью обеспечения цифровой четкости картинки и звука, которую публика теперь ожидала от “Звездных войн”. Издание на Blu-ray с беспрецедентным качеством, которое обеспечивает этот формат, потребовало еще больших усилий.

Мосле многочисленных тестов и сопоставлений различных версий “Звездных войн” на кинопленке в качестве отправной точки художественного стиля были отобраны отреставрированные мастер-копии. Но, даже несмотря на тщательно проведенную реставрацию этих мастер-копий, еще оставались моменты, которые следовало исправить для обеспечения наилучшего качества в версии Blu-ray.

Возвращение к “Призрачной угрозе”

Как ни удивительно, один из самых недавних фильмов саги выигрывает от Blu-Ray больше всего. Фильм “Звездные войны: Эпизод I – Призрачная угроза”, который вышел в кинотеатрах в 1999 году, был снят накануне рождения цифрового кино. Хотя он может похвастаться более чем 2 тыс. визуальных эффектов, созданных с использованием цифровых анимации, пейзажей и композиции, Эпизод I был отснят и выпущен на кинопленке. В 2001 году, когда он был издан на DVD – став первым из всех фильмов саги “Звездные войны”, вышедшим в формате DVD, – он удостоился похвал за качество звука и изображения. Но за десять лет требования к качеству видеокартинки настолько возрасли, что теперь Эпизод I на DVD смотрится как самый старый из всех фильмов.

“Когда они в прошлый раз переносили фильм с кинопленки на DVD, они хотели избавиться от краев кадров, артефактов, склеек и тому подобного, – говорит Дорн Хюблер, ассоциированный супервайзор по визуальным эффектам ILM, участвующий в переводе саги на Blu-Ray. – Поэтому они очень агрессивно вытягивали картинку”.

Вытягивание картинки делается для того, чтобы не были видны края кадров. В DVD-издании Эпизода I картинка была вытянута до такой степени, что отсутствует около 8% кадра. В некоторых местах на краю кадра присутствуют персонажи, которые в DVD-издании пропали. В Blu-Ray-издании они возвращены на место.

“Когда мы начали реставрацию фильма на новом этапе, мы не стали использовать версию на кинопленке, а вернулись к исходным цифровым файлам, – продолжает Хюблер. – Это дало нам возможность более избирательно подойти к сокращению вытягивания кадров. Вы увидите больше площади кадра. Картинка более четкая и чистая. На протяжении всего фильма она гораздо более первозданна. Пожалуй, в этом издании она смотрится лучше всего”.

По ходу расширения картинки и перевода ее в высокое разрешение проявились и кое-какие давние огрехи визуальных эффектов и технические ошибки, которые ранее оставались незамеченными. Хотя пересмотрен был не каждый момент (в конце концов, их 2 тыс.), некоторые в этом релизе были исправлены.

“Ирония в том, что формат HD не прощает ошибок, которые может простить кинопленка, – объясняет Хюблер. – Мерцание, зернистость и дрожание проектора естественным образом маскируют определенные нюансы. Мы прошлись по всем кадрам очень тонким гребешком и обнаружили моменты, которые можно улучшить с помощью TLC”.

Например, Фод и Бид, двухголовый комментатор на гонках, переживает одну анатомическую аномалию, присущую только цифровым персонажам. В одном моменте его руки проходят сквозь тело. В Blu-Ray-издании это было покадрово исправлено.

Эпизоды II и III

Эпизоды II и III потребовали наименьшей коррекции и реставрации, поскольку они с самого начала были сняты и выпущены в формате цифрового видео высокой четкости. В случае “Атаки клонов” и “Мести ситов” команде “Лукасфильма” было легче напрямую перенести картинку и звук из первоисточника на Blu-Ray. Хотя фильмы были скрупулезно изучены, никаких неожиданных дефектов картинки, требующих вмешательства, обнаружено не было.

“Процедура сильно изменилась между Эпизодом I, когда эра цифрового кино только начиналась и процесс был более традиционным, и Эпизодами II и III, – вспоминает Хюблер. – Я это помню, потому что это был первый проект, в котором я принял участие, прийдя на работу в ILM. В то время технология позволяла нам просматривать текущий съемочный материал в более низком качестве. Когда сцена утверждалась, мы обычно переносили ее сразу на кинопленку. Когда мы снимали Эпизоды II и III, перейдя на HD, все было иначе. По сути, что ты видишь, то и получаешь на выходе. Можно тщательно изучить материал. Когда работаешь с кинопленкой, трудно выбрать тот или иной кадр или увеличить его, чтобы посмотреть какие-то детали. Цифровая технология это позволяет”.

Эпизоды IV, V и VI

Более старые фильмы – Эпизоды IV, V и VI – требовали особенного отношения и внимания. В 2004 году эти фильмы уже пережили серьезную цифровую реставрацию, целью которой было привести их в соответствие с видением Джорджа Лукаса, рассматривавшего все шесть фильмов как единую неразрывную сагу. Однако это не значит, что издание 2004 года было просто перенесено на Blu-Ray.

“Фильмы прошли три стадии процесса КК (контроля качества), – объясняет Диана Калива, директор по медиа-операциям. – Кроме “Лукасфильма”, к разбору фильмов были подключены сторонние компании. Первым этапом был совместный КК наших мастер-копий компаниями Blu-focus и THX. Дальше фильмы прошли через Deluxe и их процесс КК. И, наконец, фаза эмуляции, за которую отвечала команда Deluxe. Мы получали “отзывы”, и затем Dorne и наша команда просматривали кадры и начинали чистить файлы”.

В объемистых записях КК фиксировались мелкие дефекты изображения и звука. Большая часть работы, которая была проведена над Эпизодами IV, V и VI, – это мелкие реставрационные штрихи: устранение пятнышек и искажений картинки, удаление грязи от прошлых переносов и т.д. Побочные эффекты процесса оптического наложения – например, серые “мусорные маски” вокруг СИД-истребителей в Эпизоде IV, – устранялись каждый по отдельности. И, как и в Эпизоде I, обнаружилось несколько сюрпризов, которые десятки лет таились в фильмах.

Наконец-то была исправлена давняя графическая ошибка во время атаки “Тысячелетнего сокола” СИД-истребителем. За миг до того, как Хан взрывает СИД-истребитель, который уворачивается от его корабля, лазерные разряды прошивают пустоту между крыльями СИДа. Но когда СИД летит на камеру, почти треть кадра остается черной и пустой. “Там всегда было пусто, – говорит Хюблер. – Я думаю, мы смотрим на изображение, которое было запорчено давным-давно, так что мы видим часть области саундтрека [в кадре]. Поскольку там были звезды на черном фоне, этот ляп был настолько незаментым, что никто не обратил на него внимания. С ним было интересно повозиться: мы подобрали подходящий участок звездного неба и удлиннили лазерный разряд, чтобы он не обрывался”.

Таких технических коррекций было несколько – в дополнение к чистке всего фильма. В “Империи…” работы было поменьше, но одну “блоху” выловили. На самом краю кадра видно, что рука вампы, который напал на Люка, прикреплена к руке кукловода. Это было исправлено.

“Некоторые из проблем были обусловлены тем, что эти фильмы снимались на пленку и создавались в расчете на пленку, и с пленки же их и показывали. Многое из того, что в HD или на DVD смотрится по-другому, связано с природой того, как видео преобразует цвета”, – объясняет Хюблер. Драматичный пример этого возник в DVD-релизе 2004 года, где во всей трилогии свечение центральной части световых мечей было приглушено до такой степени, что меч Люка в сцене на “Тысячелетнем соколе” в Эпизоде IV из синего стал зеленым.

“Мы стараемся вернуться к впечатлениям от оригинального фильма, – говорит Хюблер. – Что на самом деле происходило со световыми мечами? Вы хотите видеть раскаленную добела центральную часть, и на кинопленке это смотрелось в самый раз, но на видео свечение было приглушено”.

Подобные проблемы были исправлены. Самая заметная из них – в “Возвращении джедая”, где мечи Люка и Вейдера скрещиваются перед лицом Императора. Из-за того, что свечение мечей было приглушено,  стало очень хорошо видно, что мечи анимированы вручную, а клинки мечей в точке пересечения зафиксировались неверно.

Перерисовка световых мечей в “Возвращении джедая” дала возможность ILM исправить давний визуальный дефект, оставшийся еще с релиза 1983 года. Во время съемок “Джедая” возника некая неудовлетворенность финальными кадрами Императора крупным планом – то ли неудачно выглядел грим Иэна Макдиармида, то ли игра света на его капюшоне. Поэтому Джордж Лукас решил “замазать это” – рискованный ход в доцифровую  эру. На всех крупных планах Императора была вручную дорисована тень – черная капля, перемещавшаяся на краю его капюшона.

В темноте кинозала эти капли не были слишком заменты, но когда, в конце концов, Эпизод VI был выпущен для домашнего просмотра, они стали хорошо видны. Телевизионный формат просто не позволял так откалибровать картинку, чтобы скрыть эти анимированные тени, и многие зрители, которые снова и снова пересматривали “Возвращение джедая” на VHS или DVD, не могли не заметить того, что в фан-сообществе окрестили “слизняками Императора”. Эти визуальные дефекты были устранены с помощью цифровых теней и лучшей подстройки к  фону кадра.

“Когда смотришь эти кадры в реальном времени в кинотеатре, как и было задумано, ты этих вещей не замечаешь, – говорит Калива. – Но теперь, когда у людей есть Blu-ray-проигрыватели и они  могут просматривать фильм покадрово, становятся видны новые неточности”.

“Очень много таких моментов устраняются “невидимыми” правками, – соглашается Хюблер. – Это и есть наша цель:  правки должны быть настолько незаметными, чтобы вы даже не подозревали, что где-то был сбой или ошибка.   Это не так просто, ведь у каждого из нас свои творческие идеи”.

StarWars.com | The Best on Blu-ray: Restoring the Star Wars Saga for the HD Generation

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *