В конце января этого года на прилавках заграничных магазинов появился роман Джо Шрайбера Maul: Lockdown, повествующий о буднях Дартов Мола, Сидиуса и Плэгаса в преддверии «Эпизода 1». Удалось ли Джо Шрайберу добраться до планки, поднятой Джеймсом Лусено в романе «Дарт Плэгас»? Удалось ли Шрайберу подняться хотя бы выше своей собственной невысокой планки, установленной его «Солдатами смерти»? Пробуем выяснить этот вопрос с помощью нашей рецензии на книгу.
Рецензия
Maul: Lockdown
| |
Общая информация:
| |
Автор:
|
Джо Шрайбер
|
Обложка:
|
Скотт Биль
|
Время действия:
|
33 ДБЯ
|
Информация об изданиях:
| |
Издатель:
|
Del Rey
|
Релиз:
|
28 января 2013 года
|
Статью подготовил:
| |
Автор:
|
Gilad
|
Действие этой истории происходит незадолго до событий «Призрачной угрозы». Дарт Сидиус дает своему ученику Молу секретное поручение: внедриться в криминальную империю, управляемую из тюрьмы, битком набитой отъявленными головорезами. Там Молу придется участвовать в смертельных гладиаторских боях с другими заключенными, одновременно выполняя приказы господина. Неудача исключена; успех разожжет огонь мести ситов Ордену джедаев.
До этого романа писатель Джо Шрайбер отметился в «Звездных войнах» всего двумя книгами – ужастиками «Солдаты смерти» и «Красная жатва». Оба оказались в большей степени трэшовыми, чем пугающими, и получили весьма нелестный отклик со стороны как критиков, так и подавляющей массы читателей. Новый роман Шрайбера «Дарт Мол: взаперти» ожидался откровенно с опаской… Что ж, надо признать, ожидания писатель превзошел.
Во-первых, Шрайбер за отведенный ему срок заметно подучил матчасть, и его новая книга пестрит отсылками к явлениям и концепциям, введенным во вселенную до него. Во-вторых, ему удались весьма интересные декорации: почти все действие происходит в застенках секретной тюрьмы – модный нынче «Prison Break», только в космосе, с живописной футуристической обстановкой и общей атмосферой безнадежности. В-третьих, история и правда получилась неплохой, персонажи нешаблонные, диалоги живенькие, твисты – в наличии… В общем, все задатки если не для хита, то для хорошего крепенького романа.
А теперь переходим к тому, что этот потенциально хороший роман откровенно губит. «Дарт Мол: взаперти» написан в уникальном жанре «спин-офф к спин-оффу». Именно так: для понимания романа Шрайбера нужно быть досконально знакомым с содержанием не только фильмов Лукаса, но и книги «Дарт Плэгас».
В сущности, Шрайбер выдал нам одну большую 300-страничную главу «Плэгаса» (где-то между 25-й и 26-й). Причем подал ее так, что «Взаперти» совершенно не выглядит цельным произведением. Он вводит в своем романе концепции и крупных игроков галактической политики (Сидиуса, Плэгаса, хаттов, «Бандо Гора», Дуку), совершенно не пытаясь представить их читателю и наглядно показать ту роль, которую они играют в глобальной игре. По умолчанию предполагается, что читатель и так всё знает, поэтому те, кто не знаком с «Плэгасом» (либо читал давно и по диагонали), будут откровенно плавать в происходящем. Сюжет также вытекает целиком из «Плэгаса». Более того, в него же и втекает, из-за чего у «Дарта Мола» отсутствует как таковая развязка, и финал оставляет казуального читателя в откровенном недоумении.
Ладно, с казуальными читателями разобрались, но может быть, для хардкорных тут раздолье? Однако и с этим вышла промашка. Дело в том, что «Дарт Мол: взаперти», являясь отростком «Плэгаса», имеет в сюжете громаднейшие дыры, из-за которых с «Плэгасом» откровенно не стыкуется. Как мы помним из книги Лусено, Сидиус всеми силами усыплял бдительность учителя, чтобы в нужный момент нанести решающий смертельный удар (и нанес). В «Дарте Моле» все наоборот: Сидиус чуть ли не в открытую «копает» под Плэгаса, причем делает это предельно топорно, все время находясь на грани провала. И это тот искусный комбинатор, которого мы знаем?
Положение вещей таково. В 26-й главе «Дарта Плэгаса» есть момент, когда набуанский король Веруна совместно с «Черным солнцем» и «Бандо Гора» покушается на жизнь Плэгаса с помощью ядерного оружия. Шрайбер в своей книге утверждает, что это покушение обстряпал Сидиус (зачем?); что это Сидиус помог «Бандо Гора» приобрести оружие (а без его участия никак?); что это Сидиус послал своего ученика на поиски таинственного торговца оружием, чтобы устроить сделку (а больше негде было взять? одна ядерная бомба на всю галактику?). Дальше – больше. В тюрьме в грудь Молу вживляют детонатор, который может взорваться мановением пальца тюремщика – а значит, Мол в этом бессмысленном задании балансирует на грани гибели, а Сидиус, прямо скажем, посылает ученика на смерть ради весьма иллюзорной цели. Дальше – еще больше. Происходящее в тюрьме крутят по всем галактическим «телеканалам»: прямую трансляцию о том, как Мол пытается купить оружие для Сидиуса, смотрит и сам Плэгас, а значит Сидиус тоже балансирует на грани– на грани разоблачения…
Покуда Шрайбер показывает быт заключенных и тюремщиков, сюжет смотрится вполне стройно. Как только он переключается на арену политической борьбы, сюжет в один миг рассыпается на осколки.
Общая оценка:
|
6
|
Сюжет:
|
6
|
Мир:
|
5
|
Персонажи:
|
7
|
Стиль:
|
7
|
Резюме: по сравнению с прошлыми своими творениями Шрайбер как писатель заметно вырос. У него получилось в меру увлекательное чтиво, но все же с колоссальными огрехами на сюжетообразующем уровне. Фанатам Дарта Мола рекомендуется к прочтению однозначно. Всем остальным – с большущими натяжками.
Источник: RSS-лента http://www.jcouncil.net/topic30454.html