Игры по Star Wars с древних времен до наших дней. Часть 5 (1993—1995)

Star Wars: Dark Forces (1995)

Ближе к середине девяностых жанровое разнообразие проектов по «Звездным войнам» сильно увеличилось.

В этой подборке вас ждут тематические шахматы, платформер, летный симулятор, шутер от первого лица в стиле DOOM и даже крутой официальный хранитель экрана!

Проекты в подборке:

  • Star Wars Chess (1993)
  • Super Star Wars: Return of the Jedi (1994)
  • Star Wars: TIE Fighter (1994)
  • Star Wars Screen Entertainment (1994)
  • Star Wars: Dark Forces (1995)

21. Star Wars Chess (1993) — Первая стратегия по «Звездным войнам»

Платформы: DOS, Windows 3.x, Sega CD

Разработчик: The Software Toolworks

Собственно, много про эту игру не расскажешь. Это обычные шахматы, только все фигурки заменены на персонажей из «Звездных войн», а их передвижения и стычки на доске анимированы. Анимированы и озвучены, кстати, круто. Довольно забавно наблюдать, как R2-D2 отражает выстрелы штурмовика или Йода крутит в воздухе Боба Феттом. Одна беда — слишком уж эти анимации долгие. Не знаю, как оно работало в 1993 году на том железе, но на эмуляторе всё происходит очень медленно. В другой подобной игре уже можно было бы партию завершить, а тут всё только первый размен пешками происходит.

В общем-то, знакомиться с ней можно только спортивного интереса ради. А вообще в мире есть огромное число куда более шустрых и удобных шахмат.

P. S. А еще это первая игра по вселенной, где нам дают поиграть за силы Империи. Во всех предыдущих 20 проектах управлять можно было только добрыми героями.

22. Super Star Wars: Return of the Jedi (1994) — Первая полноценная игра по «Возвращению джедая»

Платформы: Super NES, Game Boy, Game Gear

Разработчики: LucasArts (SNES), Sculptured Software (SNES), Realtime Associates (GB/GG)

После SNES’овской «Империи» я с большим опасением садился за «Возвращение джедая». Напомню, прошлая часть показалась мне ленивым сиквелом «Новой надежды» с завышенной сложностью и сомнительными геймдизайнерскими решениями. По первому впечатлению «Джедай» тоже похож на предшественниц — тот же интерфейс, такая же графика, аналогичный геймплей в жанре Run and gun. Но стоило мне немного поиграть…

Короче говоря, «Возвращение джедая» — это лучшая игра в линейке Super Star Wars. Пусть внешне она и не сильно отличается от первых двух частей, зато в ней чувствуется множество мелких доработок. Тут все сделано красиво и по уму.

Главное, что бы я хотел выделить — это персонажи. Если в первой Super Star Wars они отличались несильно, во второй уже побольше, то здесь каждый герой чувствуется уникальным. Люк больше не может бегать с бластером, зато мастерски владеет мечом, отбивает вражеские выстрелы, а еще у него есть пять способностей за счет Силы — от лечения до невидимости. Хотя, если честно, кроме лечения я ничем не пользовался. Хан и Чубакка более-менее похожи — оба бегают с бластерами, только у первого есть гранаты, а второй крутится волчком (не то чтобы это было особо полезно). А вот Лея — мое уважение. По ходу сюжета у нее меняются набор приемов и оружие. В начале она бегает в костюме наемника с посохом, потом в одежде рабыни дерется обрывком цепи, ну а ближе к концу орудует бластером, выступая в качестве лидера повстанцев. А еще тут можно поиграть за эвока Уикета. Он стреляет стрелами, которые втыкаются в различные поверхности, и на них потом можно подпрыгивать.

Как и прошлые части, игра красочная и разнообразная. Разработчики постоянно чередуют декорации, персонажей и ситуации. Вот мы мчимся ко дворцу Джаббы на лендспидере, вот пробиваемся к нему же на своих двоих, потом гоняем на гравицикле по спутнику Эндора, а в конце на «Тысячелетнем соколе» взрываем «Звезду Смерти». Разнообразия добавляет и дизайн локаций — они здесь обширные, зачастую с альтернативными путями. Исследовать и перепроходить уровни интересно.

Отдельным плюсом отмечу, что играть стало легче. Эту часть я тоже проходил на среднем уровне сложности, и мне было комфортно. В отличие от зубодробительной «Империи», в «Возвращении джедая» проще зарабатывать жизни, появилось больше различных бонусов, разбросанных на локациях, а враги не прут бесконечным потоком со всех сторон.

Все сказанное выше касается исключительно версии для SNES. Дело в том, что у Super Star Wars: Return of the Jedi есть еще две вариации — для портативок Game Boy и Game Gear. Обе они отличаются друг от друга только графикой — на «Геймбое» картинка монохромная, а на «Геймгире» — цветная. Зато от версии для SNES отличия кардинальные. Понятно, что портативки не такие мощные, поэтому разработчикам пришлось многое вырезать и упрощать. Так, некоторые миссии пошли под нож, а те, что остались, стали сильно компактнее. Персонажи лишились дополнительных способностей, в том числе Люк остался без Силы. Финальную миссию на «Тысячелетнем соколе» переработали полностью — вместо пролета по «Звезде смерти» в квази-3D тут просто скролл-шутер с видом сверху. Мне сложно судить, насколько хороши портативные версии для своих платформ, но вот SNES’овскому «Возвращению джедая» они проигрывают во всем.

Star Wars: TIE Fighter (1994) — Первая игра с кампанией за Империю

Платформы: DOS, Macintosh, Microsoft Windows

Разработчик: Totally Games

Прохождение одной из миссий

TIE Fighter — это пример образцового сиквела. Разработчики взяли формулу вышедшей годом ранее X-Wing и довели ее до ума. Абсолютно всё, что раздражало в оригинале, здесь либо исправлено, либо убрано.

Сюжет продолжает события первой части, только на этот раз за историей мы следим не с позиции повстанца, а с точки зрения пилота Империи. И да, это первая игра в линейке Star Wars, где нам полноценно позволили поиграть за «зло». Вот только злом ты себя совершенно не ощущаешь. Брифинги поданы идеологически верно, поэтому с позиции имперца у тебя и мыслей не возникает, что воюешь ты не за тех.

В этой игре чаще сражаешься с предателями-имперцами, чем непосредственно с повстанцами. Это один из таких ренегатов — адмирал Харьков

Геймплей остался примерно таким же — летаем, перераспределяем по необходимости энергию между лазерами, щитами и двигателем, отстреливаемся от врагов и защищаем союзников. Истребителей, которыми можно порулить, стало больше, а отличаются они друг от друга куда сильнее, чем корабли повстанцев. Так, у базовых СИДов и СИД-бомбардировщиков вообще нет щитов. Летать на них стоит крайне аккуратно, ведь всего несколько попаданий могут отправить пилота на тот свет. А, скажем, у топового СИД-защитника есть блокирующий управление луч, эффективный против юрких врагов.

Пусть в целом TIE Fighter и ощущается знакомо, полезных изменений в ней столько, что после сиквела X-Wing кажется кошмарным сном. Оригинал сильно раздражал по мелочам. В нем нельзя было банально посмотреть цели миссии во время полета, не было лога сообщений, не было адекватной системы, которая бы говорила тебе: «Чувак, ты проиграл, перезапускай миссию». В X-Wing ты мог потратить полчаса на сложнейшее задание и только в конце узнать, что где-то что-то проворонил — начинай сначала. В TIE Fighter такого нет — всегда всё под рукой, всё очевидно и прозрачно, все важные моменты проговариваются голосом.

А еще TIE Fighter стала проще. И это не плохо! Игра всё еще бросает вызов, вот только тут не нужно переигрывать одну и ту же миссию в течение нескольких часов. Я играл на «харде», и большая часть заданий проходилась с первого раза. Трудности возникли только в некоторых миссиях из дополнений — выручило понижение сложности.

Кстати, игра упростилась еще и благодаря новой структуре миссий. Если пилоты повстанцев должны были в лепешку расшибиться, но выполнить все приказы начальства, то в Империи на это дело смотрят проще. Часть целей на миссиях стала необязательной. Сделал — молодец, не сделал — ругать никто не будет. Выполнение самих побочек на сюжет или геймплей никак не влияет, но за достойное служение Императору могут принять в его тайный Орден, что поднимает ЧСВ.

В 1994-м TIE Fighter получила звание игры года от Strategy Plus, а такие видные издания, как PC Gamer, GameSpot и IGN в разное время называли ее одной из лучших игр всех времен. Проект и вправду отличный. Он в меру сложный и при этом довольно комфортный. Этот авиасим подойдет как опытным виртуальным пилотам, так и новичкам, которые хотят прикоснуться к жанру —TIE Fighter может стать для них отличной точкой входа. Несмотря на возраст, играется он на ура.

24. Star Wars Screen Entertainment (1994) — Первый официальный хранитель экрана

Платформы: PC (Windows), Mac

Разработчик: Presage Software Development, Inc.

Вы всё правильно поняли — это не игра. Но рассказать об этом ПО мне всё равно захотелось, так как интересен сам факт его существования. Я хоть и родился в 90-х, но не знал, что раньше продавали официальные хранители экрана по лицензиям.

Screen Entertainment предлагает на выбор 14 скринсейверов по «Новой надежде» (на YouTube даже есть плейлист с каждым из них). Но это не просто анимированные картинки. Пользователь может настраивать некоторые параметры вроде скорости воспроизведения, числа звезд и так далее, а сами хранители содержат различную информацию. Получилась своего рода иллюстрированная мини-энциклопедия.

Для фаната штука вполне интересная. Например, среди скринсейверов есть чертежи различных кораблей и их деталей, биографии персонажей, раскадровки «Новой надежды». Правда, кое-какая информация расходится с другими источниками. Например, дядя Люка здесь назван братом Оби-Вана, в то время как он является сводным братом Энакина. Кстати, биография Дарта Вейдера здесь раскрывает многие детали его прошлого — и это за пять лет до выхода первого эпизода.

Star Wars: Dark Forces (1995) — Первый шутер по вселенной «Звездных войн»

Платформы: MS-DOS, Macintosh, PlayStation, PlayStation 3, PlayStation Portable

Разработчик: LucasArts

Прохождение первой миссии

Похоже, что популярность DOOM не давала покоя боссам из LucasArts, поэтому они решили замутить собственный шутер от первого лица — с блэкджеком и штурмовиками. И ведь получилось! Dark Forces была тепло встречена профильной прессой, отлично продалась и в итоге стала культовой.

Сперва разработчики планировали сделать главным героем Люка Скайуокера, но решили, что это будет их сковывать. Поэтому они придумали своего персонажа, да такого, который впоследствии обретет популярность и заглянет еще во многие произведения по франшизе. Встречайте — наемник Кайл Катарн. Вместе с ним вы и пройдете это увлекательное приключение.

Кайл собственной персоной

Кстати, помните, что там говорил Кармак про сюжеты в шутерах? Забудьте эту ерунду! В Dark Forces история не просто есть, она еще и отлично расширила лор вселенной (правда, теперь ее записали в «легенды»). Начинается игра с того, что мы лично выкрадываем у имперцев чертежи «Звезды Смерти». Да-да, те самые, благодаря которым повстанцы уничтожили станцию у Явина-4. Ну а далее идет основное действо. Базу Альянса на Талае разгромил неизвестный доселе вид штурмовиков. Кто это такие и откуда взялись, нас и отправляют узнать.

Star Wars: Dark Forces (1995, PC) — Full Soundtrack + Cutscenes

Геймплейно перед нами типичный шутер девяностых по типу DOOM. Вот только благодаря собственному движку LucasArts удалось реализовать несколько интересных фишек, которые раньше в FPS не встречались или были редкостью. Например, он позволял располагать комнаты друг над другом, в игре были погодные эффекты вроде тумана, а еще здесь можно было смотреть вверх и вниз, приседать и прыгать! Сейчас такие вещи кажутся очевидными, но для тех лет это было в новинку.

Большая часть сюжета подается через брифинги, но кат-сцены тоже есть

Отдельно хочу похвалить уровни. Как было в DOOM? Почти одни сплошные серые и унылые коридоры. А вот в Dark Forces декорации постоянно меняются. Вот мы среди мрачных руин, где повсюду валяются изуродованные трупы, потом летим на светлую ледяную планету, затем бегаем среди скал, а в какой-то момент и вовсе попадаем на корабль к самому Джаббе. Последовательность мог напутать, но сути не меняет.

А еще локации большие и их интересно исследовать. Конечно, они представляют из себя коридоры, но в то же время довольно запутанные и с кучей потайных закутков. Как и в других шутерах середины девяностых, по уровням приходится плутать в поисках ключей и рычагов, но делать это увлекательно. Еще тут есть головоломки, что для FPS тех лет уже не так типично.

Еще заметил, что во все места, где есть враги, можно попасть. Вот ты бежишь по улице и отстреливаешь имперцев в окошке какого-нибудь отдаленного здания, а через 15 минут оказываешься в комнате с трупами, выглядываешь в окно и такой: «Блин, так вот где они сидели!»

Недостатка в Dark Forces могу отметить только два. Первый — это то самое прицеливание вверх и вниз, которое являлось одной из уникальных фишек игры. Всё дело в том, что поднимать и опускать голову нужно не мышкой, а кнопками PgUp и PgDn. В разгар боя тянуться до них крайне неудобно.

Второй недостаток — это отсутствие сохранений во время миссий. Всю игру я проходил на высоком уровне сложности, и на каждое задание у меня тратилось минимум по часу. Из-за этого создавалось огромное напряжение — ты буквально трясешься за свою жизнь, так как перепроходить всё заново очень не хочется… Но приходилось. Впрочем, от каждого переигрывания я получал дополнительное удовольствие, так как видел, что повторно прохожу миссию уже гораздо лучше.

Тут написано: «Эвоки сосатт»

Dark Forces — это отличный шутер «старой школы». Он разнообразный, динамичный, с интересными уровнями и в декорациях далекой-далекой галактики (отдельный плюсик для фанатов «Звездных войн»). Да, современному игроку он может показаться неудобным в плане управления и сложным в плане дизайна уровней, но, если вам нравятся ретро-боевики, игре определенно стоит дать шанс.

Автор: Сергей Макеев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *