Игры по Star Wars с древних времен до наших дней. Часть 10 (1999-2000)

Star Wars: Force Commander

Я думал, что в 1999-м вышло рекордное количество игр по «Звездным войнам», но ошибался — 2000 год его переплюнул! «Миллениумных» проектов оказалось так много, что придется разбить их на две подборки. Конкретно в этой вас ждут еще пара детских поделок от Lucas Learning, первая полноценная RTS по Star Wars (кстати, по классической трилогии), слэшер по «Скрытой угрозе» и очередная аркадная гонка, причем созданная именно для аркад.

46. Star Wars: Jar Jar’s Journey Adventure Book (1999)

Платформы: Windows, MacOS

Разработчик: Lucas Learning

Если я не ошибся, то в 1999 году вышло аж 7 игр по Star Wars — это больше, чем когда-либо до этого. Шесть из них были по мотивам первого эпизода, ну а 4 из этих 6 разработала студия Lucas Learning. Кстати, спойлер: в 2000-м свет увидели уже 9 игровых проектов по ЗВ, так что на рубеже тысячелетий «лукасы» доили франшизу похлеще, чем Ubisoft серию Assassin’s Creed.

Как и Yoda’s Challenge Activity Center, Jar Jar’s Journey Adventure Book нацелена на совсем уж юную аудиторию — на детей от 4 лет. Даже выглядят оба проекта похоже: и там и там используется мультипликационный стиль вместо 3D.

Adventure Book не работает на 64-разрядных Windows, так что проходить ее пришлось на виртуальной XP. Что странно, с какими-то совсем уж дикими лагами

Много расписывать про игру я не буду, так как особо и не о чем. Перед нами интерактивная книга, на 14 страницах которой Джа-Джа, Амидала, Энакин и Квай-Гон пересказывают первую половину «Скрытой угрозы». Видимо, разработчики посчитали, что вторая часть фильма слишком уж жестокая для детей, так что повествование тут заканчивается на отбытии с Татуина. Кстати, даже Дарт Мола не показали. Наверное, посчитали этого черта слишком страшным.

Одна из мини-игр — «Накорми пришельца»

Каждая из 14 страничек интерактивная. Можно покликать по нарисованным персонажам, и они в ответ заговорят, покривляются или сделают что-нибудь еще. А на некоторых слайдах есть необязательные мини-игры. Интересный факт: так уж вышло, что в один день с «Приключениями Джа-Джа» я поиграл в другую детскую игру — по «Маше и медведю» (не спрашивайте почему). Забавно тут то, что в обеих проектах, вышедших с разницей в двадцать лет, мини-игры почти одинаковые — раскрась рисунок, найди пару, пройди по лабиринту, запоминай, в какой очередности вспыхивают лампочки, и повторяй. В общем, типичные развлекушечки для детей 4 лет (и Сереженьки 32 годиков).

47. Star Wars: Anakin’s Speedway (2000) — Конструктор трасс для самых маленьких

Платформы: Windows, MacOS

Разработчик: Lucas Learning

Это уже пятая подряд игра от Lucas Learning. И это тот случай, когда количество не идет на пользу качеству. Если первые несколько проектов компании были довольно оригинальны, то далее пошел совсем уж какой-то примитивизм. Хотя не исключаю, что дело в целевой аудитории — перед нами снова игра для детей четырех лет, которые не особо-то привередливы в плане развлечений. И да, снова в мультяшном стиле…

Anakin’s Speedway посвящена гонкам на подах, но если вам действительно хочется погонять на безумных скоростях по Татуину, то лучше сразу отправиться в Star Wars Episode I: Racer. Здесь же у нас просто незамысловатый конструктор трасс. Весь экран поделен на 6 квадратиков, и в каждом из них мы можем изменить форму трека — убрать или добавить трамплин, петлю, поворот и так далее. Когда маршрут готов, мы вольны запустить по нему одного из четырех гонщиков — Энакина, Себульбу, Бена Куадинароса или Гасгано. Впрочем, ничем, кроме внешнего вида, они не отличаются.

Еще мы можем контролировать скорость движения, переключая кнопочки от одного до трех на приборной панели. Если ехать слишком быстро, можно вылететь с трассы на повороте, а если слишком медленно — не перепрыгнуть пропасть или свалиться с мертвой петли. Время от времени поды нужно заправлять… Но всё это настолько примитивно, что взрослого вряд ли удержит дольше 5-10 минут. Никакого соревновательного элемента или вызова нет — гонщики просто в одиночку наматывают круги.

48. Star Wars: Force Commander (2000) — Первая RTS по «Звездным войнам»

Платформа: Windows

Разработчики: LucasArts, Ronin Entertainment

Вы только послушайте эту крутотень!

После семи подряд игр по «Призрачной угрозе», пять из которых были для детей, как же приятно было вернуться к классике, еще и «для взрослых». Причем наконец меня ждала полноценная RTS по «Звездным войнам», а не 4Х-стратегия в реальном времени, как было в случае с Rebellion. Ох, а первый запуск — это вообще нечто. В главном меню меня встретила настолько крутая хард-рок-версия «Имперского марша», что начинать саму игру я особо и не торопился.

В Force Commander есть и классический «скирмиш», и сетевая игра, но проходил я исключительно кампанию, так что впечатлениями буду делиться лишь о ней.

Сюжет развивается параллельно событиям классической трилогии и позволяет не только поучаствовать во всех знаковых наземных битвах, но также расширяет лор и позволяет взглянуть на знакомые события с другой стороны. Например, кампания начинается с того, что нам в роли простого имперского солдата Бренна Тантора надо отыскать на Татуине ту самую спасательную капсулу, в которой приземлились C-3PO и R2-D2. После нас повышают и отправляют на лесистый спутник Эндора выбирать место для строительства того самого бункера генератора щита. Ну и, разумеется, мы лично поведем AT-AT в атаку на базу повстанцев на Хоте, а потом (спойлер-спойлер), переметнувшись на сторону Союза повстанцев, пойдем штурмовать бункер на Эндоре, который сами же и помогали возвести.

Слева, если что, Хан Соло

Сам сюжет не блещет оригинальными поворотами (хотя в начале нулевых критики его хвалили), но вот миссии построены интересно. Тут и полномасштабные битвы с применением пехоты и техники, и партизанские вылазки с ограниченным количеством солдат, и разнообразные цели, а не только «убей их всех».

Геймплейно перед нами классическая RTS со строительством базы, но со своими особенностями. Так, солдаты и техника не собираются или тренируются на месте, как это обычно бывает, а заказываются с орбиты. Кстати, как и здания. И тут интересный момент — получить за раз ты можешь ограниченное количество юнитов, а потом должен ждать, пока транспортный корабль вернется на орбиту и приготовится к очередному рейсу. А еще при приземлении враг может его сбить… Со зданиями аналогично, из-за чего, например, нельзя быстро понатыкать кучу турелей, когда на тебя нападают.

Транспорт высаживает повстанцев

Ресурс тут только один — очки репутации. Зарабатывать их можно, как уничтожая технику или строения противника, так и захватывая здания врага пехотой. Это, кстати, еще одна особенность проекта. Например, можно распихать штурмовиков по транспортникам, поехать на вражескую базу, высадиться и по-быстрому отвоевать себе турели и главный штаб. Впрочем, враг может поступить точно так же с вами, поэтому внутри своих строений желательно держать охрану.

Еще оригинально сделаны брифинги. Перед каждой миссией ты оказываешься в трехмерной комнате перед столом, на который проецируется голографическая карта и точки интереса на ней — твое место приземления, предполагаемые позиции противника, цели. Изучив обстановку, ты направляешься в ангар, где можешь посадить на два дополнительных корабля часть юнитов, оставшихся с прошлого задания. Кстати, сами юниты получают в боях опыт и прокачиваются, так что приоритетнее брать с собой уже закаленных ветеранов.

Изучаем обстановку перед боем

Несмотря на перечисленные достоинства, у Force Commander просто куча недостатков, которые сильно портят о ней впечатления. Один из основных — это камера. Вообще изначально игра должна была быть двухмерной, но после неудачной презентации проекта на Е3 1998 лукасы решили сделать ее в 3D. Вот только адекватной камеры при этом не завезли. На некоторых картах (например, Эндоре) вместо вида сверху неудобная изометрия, которая не дает хорошего обзора.

Почти все твои юниты страдают топографическим кретинизмом и не умеют нормально передвигаться по карте, даже когда ты чуть ли не ведешь их за ручку. Хуже того, они путаются друг в друге (особенно актуально для отряда из нескольких АТ-АТ) и начинают то дергаться, то ходить кругами. При этом для полноты впечатлений могут еще и в текстурах или объектах застрять.

Враги не лучше. Такое ощущение, что ИИ для компа вообще никто не прописывал, а все атаки исключительно заскриптованы. Что бы ты ни делал, противник всегда будет нападать одинаково — и это в лучшем случае. Если же ты «сломаешь» скрипт (например, захватишь или уничтожишь какое-то здание), атаки вообще прекратятся. Компьютер не станет отстраиваться и хоть как-то пытаться перехватить инициативу, а тебе только и останется, что методично зачищать оставшиеся силы врага.

Есть вопросы и к балансу сторон. Лично мне повстанцы показались значительно сильнее Империи. Первую половину кампании ты играешь именно за «плохишей», и меня постоянно терзала мысль: «Как так — почему моя арта не видит дальше ста метров, а вражеская лупит по мне через полкарты?» Ответ я узнал уже во второй половине сюжета — потому что у Союза есть машины, раскрывающие «туман войны» и позволяющие с большого расстояния обстреливать что угодно. Кроме того, вся техника Союза дополнительно укреплена энергетическими щитами и в целом более универсальна. Если у Империи ПВО — это ПВО, то у повстанцев это 2 в 1 — работает и по воздушным целям, и по наземным.

Воздушных юнитов всего два типа — истребитель и бомбардировщик

Типов юнитов, строений и улучшений как-то маловато. Зданий, например, всего 7 видов, три из которых — турели, а еще одно — для работы этих самых турелей. Есть еще главная база, аэродром и исследовательский центр. В последнем аж целых 3-4 улучшения для целого одного типа юнитов — или АТ-ST у Империи, или танка у повстанцев. По сравнению с вышедшей в 2001 году Galactic Battlegrounds это просто смешно.

В свое время критики встретили игру неоднозначно и много ругали — и поделом. Force Commander удостоилась от СМИ таких званий, как «Главное разочарование 2000 года» и «Одна из худших игр по Star Wars». Лично мой совет — если хотите поиграть в крутую классическую RTS по «Звездным войнам», выбирайте Galactic Battlegrounds, не прогадаете!

49. Star Wars Episode I: Jedi Power Battles (2000) — И снова первый эпизод…

Платформы: PlayStation, Sega Dreamcast, Game Boy Advance

Разработчик: LucasArts

The Phantom Menace 1999-го и Jedi Power Battles обе знакомы мне с детства. В них я играл еще в школьные годы на PS1 — сперва у одноклассника, а после и на собственной консоли. В том юном возрасте я просто не мог не сравнивать эти два проекта между собой — не удержусь от сравнения и сейчас. Несмотря на несколько отличающийся геймплей, уж больно много в них схожего. Оба пересказывают события «Призрачной угрозы», из-за чего набор локаций получился почти одинаков. И там и там всё начинается с корабля Торговой Федерации, после чего мы оказываемся на Набу, в Тиде, на Татуине, Корусанте и снова в Тиде. Даже визуально обе игры похожи, по крайней мере, в версиях для PlayStation 1. В детстве я отдавал предпочтение именно The Phantom Menace, в то время как Jedi Power Battles нравилась мне куда меньше. Прошло примерно 20 лет, а ситуация не изменилась.

Судя по размеру меча, то ли я играл в аниме, то ли у Квай-Гона какие-то комплексы… Ладно, шучу, это просто временный усилитель для оружия

«Битвы джедаев» почти во всем проигрывают предшественнице. Если «Скрытая угроза» была полноценным приключенческим экшеном, где были и сюжет, и битвы, и головоломки, и даже диалоговая система, то в Jedi Power Battles остались разве что драки и кривые платформинговые элементы. Пусть игра и следует сюжету фильма, в ней самой история первого эпизода никак не раскрывается. Мы просто переходим от одного уровня к другому — их даже заставки не связывают. Максимум в начале миссии выдадут строчку текста в духе: «Захватите судно Торговой Федерации. Уничтожьте стоящих на пути дроидов», — спасибо и на этом.

Геймплей тут банальнее и проще. Всё, что мы делаем на протяжении 10 уровней — бежим и рубим одинаковых врагов единственным типом оружия, световым мечом. Несмотря на то, что разработчики явно хотели разнообразить боевую систему — тут есть аж три типа атаки, блок, перекат, комбо и способности Силы — слэшер из Jedi Power Battles всё равно получился откровенно скучным и кривым. Например, пользоваться перекатами неудобно, а списка комбо-ударов нет, хотя мы и открываем новые приемы по мере прохождения. Разнообразия добавляют разве что боссы в конце каждого уровня да пара мест, где нам позволяют прокатиться на транспорте.

Один из уровней сделан в виде скролл-шутера, что хоть как-то разнообразит игровой процесс

Ну а еще игра сложная. Причем сложная в плохом смысле этого слова. Контрольные точки расставлены слишком далеко друг от друга, при этом перед боссами чекпоинтов нет! Вы только представьте, убил вас какой-то главгад, а после поражения вас телепортируют на четверть уровня назад. Вот и беги снова до него, монотонно убивая одинаковых врагов. Сами локации при этом довольно большие, и на каждую мне требовалось примерно по часу реального времени. Сохраняться же во время миссий нельзя. Геморроя добавляют и платформинговые эпизоды, которые сделаны криво, и порой не понятно, куда приземлится твой персонаж. К слову, в детстве игру я так и не прошел. Пробовал несколько раз, но удавалось одолеть лишь несколько первых уровней. Сейчас же меня спасли быстрые сохранения на эмуляторе. Я честно пытался играть без них, но из-за неудобных чекпоинтов и платформинга быстро отказался от этой затеи.

С каждым пройденным уровнем персонажу можно поднять одну из характеристик — либо жизни, либо «ману»

Отдельный вопрос — зачем было делать 5 играбельных персонажей, если пройти кампанию ты всё равно можешь только одним? На выбор есть Квай-Гон, Оби-Ван, Мейс Винду и пара ноунеймов. Вот только если в процессе игры захочешь поменять героя и попробовать кого-то другого, будь добр начать всё с начала. Я проходил за Квай-Гона и, если честно, не знаю, насколько другие джедаи отличаются от него. В теории — у них иные стили боя и способности, но игра точно не стоит того, чтобы пройти ее 5 раз и посмотреть всё.

И всё же у Jedi Power Battles есть два неоспоримых преимущества перед The Phantom Menace — адекватная камера и кооператив. Увы, оценить последний мне было не с кем.

«Press X to Win» идеально описывает метод, которым я прошел финального босса — для победы действительно достаточно жамкать по «крестику»

Я проходил и, следовательно, рассказывал про «Битвы джедаев» для PS1. Однако есть еще версия для Dreamcast. Она вышла попозже, получила картинку получше, работала в 60 FPS и избавилась от некоторых проблем оригинала. Как итог, пресса приняла ее куда теплее. Увы, о такой существенной разнице я узнал уже после того, как прошел Jedi Power Battles на эмуле первой плойки. Перепроходить же игру, пусть и в улучшенном виде, у меня желания точно нет.

Но есть и третья версия игры, портативная, и вот ее я всё же опробовал. Jedi Power Battles для Game Boy Advance можно описать примерно как «неплохая 2D-пародия, где всего заметно меньше». Меньше персонажей, меньше приёмов и способностей, меньше типов врагов, меньше продолжительность и меньше… сложность. Последнее, кстати, порадовало. Несмотря на сильные упрощения, младшая версия старается походить во всем на старшую — те же 10 уровней, почти те же боссы и та же механика «беги да убивай».

Впрочем, кое-что в портативке сделано на таком же качественном уровне, как и в «большой» Jedi Power Battles. На таком же низкокачественном уровне… Речь про платформинговые эпизоды. Из-за изометрии не всегда понятно, в какой именно плоскости находится платформа. Тебе может казаться, что ты прыгаешь точно в цель, но в итоге пролетаешь или перед, или за площадкой. Битвы тут элементарные и не доставляют проблем, а вот из-за платформинга я умирал часто.

50. Star Wars: Racer Arcade (2000) — Последняя SW-игра от SEGA

Платформа: аркадные автоматы

Разработчики: Sega-AM5, LucasArts

Racer Arcade — это такая кастрированная Star Wars Episode I: Racer. Понятно, что требования к аркадам должны быть сильно ниже, чем к играм для ПК и домашних консолей, но все же. Судите сами: в обычном «Рейсере» 25 трасс на 8 планетах и 25 гонщиков. В «Аркадном» — 4 трассы на 3 планетах и 4 гонщика (хотя у меня вообще было доступно только два — Энакин и Себульба).

А вот сложность в Arcade значительно выше. Во-первых, оппоненты почти всегда едут впереди тебя. Обогнать их можно только на «закиси азота», которую позволяют включить три раза за гонку. Во-вторых, перед глазами неумолимо тикает таймер. Не успел проехать круг за заданное время? Дисквалификация! И не важно, что ты ехал четвертым из двенадцати. Разумеется, компьютерных гонщиков с трассы никто не гонит. Сами треки короче и откровенно скучнее. Никаких срезов или альтернативных путей, никаких динамичных объектов, мы просто наматываем круги.

Больше про игру рассказать особо и нечего. Возможно, как развлечение на 10-15 минут в торговом центре или зале аркад Racer Arcade была и хороша, но при прямом сравнении с Episode I: Racer проигрывает ей всухую.

Конец десятой части. Продолжение следует…

Автор: Сергей Макеев

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.